святой, знаменитый митрополит ростовский, род. в 1651 г. в местечке Макарове, в 40 верстах от Киева. Отец его, Савва Григ. Туптало, был казаком макаровской сотни киевского полка и служил сначала Польше, потом Москве; отличался большим благочестием, как и жена его, мать святителя. 11 лет Даниил (в монашестве Д.) поступил в Киево-могилянскую коллегию, в которой ректором тогда был известный Иоанникий Голятовский. Состояние Коллегии было незавидное: у нее было мало средств, мало порядка. Преподавание было схоластическое. Оно давало формальное знание латинского языка, приучало к составлению проповедей и стихов, но не снабжало фактическим знанием. В 1665 г. Коллегия была разрушена во время нашествия Дорошенка и возобновлена лишь в 1669 г. Даниилу пришлось поучиться в ней только три года (1662-1665). Поселясь в Кирилловском монастыре, в 3 верстах от Киева, он в 1668 г. принял монашество от игумена Мелетия Дзика. Мелетий Дзик был одним из наиболее образованных людей своего времени, и влияние его на Д. было благотворно. Д. был близок с теми представителями малорусского духовенства, которые были в одно время и ревнителями православия, и защитниками самостоятельности малорусской церкви, ее независимости от московского патриарха — с киев. митроп. Иосифом Тукальским, черниговским архиеп. Лазарем Барановичем, Мелетием Дзиком. В 1675 г. Д. перешел в Густынский монастырь, близ г. Прилук, а оттуда — в Чернигов. К этому периоду жизни Д. относится первое дошедшее до нас его сочинение: "Руно орошенное", изданное в 1680 г. В 1677 г. Д. уехал в Литву, на поклонение иконе Новодворской Богородицы, и близко сошелся с белорусским епископом Феодосием Василевичем, который тяготел к Польше, хотя и был ревностным православным пастырем. В 1678 г. Д. проживал то в Вильне, то в Слуцке, и говорил проповеди, которые не сохранились. После смерти Василевича Д., в 1679 г., выехал из Слуцка в Чернигов. Ко времени пребывания Д. в Литве относят (И. А. Шляпкин) ознакомление Д. с латино-польской пропагандой и возникновение в нем симпатий к Московскому государству. Д. поселился на время в Батурине, при дворе гетмана Самойловича, и в 1682 г. получил в управление Батуринский монастырь, но уже в следующем году оставил игуменство в этом монастыре, переехал в Киев и поселился в лавре. В это время он приступил к составлению Четьи-Миней (жития святых). Он принялся за работу 6 мая 1684 г. и настойчиво вел ее около 20 лет. В лавре Д. был официальным проповедником. Митроп. киевский Варлаам Ясинский называет Д., в 1689 г., искусным и благоразумным проповедником слова Божия. Первая проповедь Д., дошедшая до нас, сказана в 1685 г. В 1686 г. Д. вторично принял игуменство в Батуринском монастыре. В 1690 г. Димитрий был в Москве и познакомил московское духовенство с первыми книгами Четьи-Миней. В 1692 г. Д. оставил батуринское игуменство, "для спокойнейшего писания житий святых", и поселился в типографии Киево-Печерской лавры. В конце 90-х годов Д. был на короткое время игуменом в Глуховском монастыре, потом в Кирилловском, потом в Елецком; произносил, при случае, проповеди; печатал понемногу Минеи. В 1701 г. Д. был назначен митр. сибирским; но на пути в Сибирь, в Москве, расстроилось и без того слабое его здоровье, и, по его просьбе, Петр позволил Д. остаться в Москве. В 1702 г. Д. назначен был митропол. ростовским. В том же году он прибыл в Ростов и ревностно занялся просвещением духовенства и мирян и борьбой с невежеством и пьянством. Паства была темная, бедная, погрязшая в суевериях. Д. учредил школу для детей всех сословий, причем ввел в преподавание греческий и латинский языки. Наряду со школьным обучением Д. заботился о развитии проповедничества, собирал и читал книги по истории церкви и о расколе. Среди дел благочестия, в трудах научно-литературных, св. Д. сконч. 28 окт. 1709 г. в Ростове. Открытие мощей его последовало в 1752 г., а в 1757 г. Д. причислен к лику святых. Сочинения св. Д. разделяются на поучительные, полемические, исторические и драматические. К нравоучительным относятся многочисленные проповеди. Проповеди, сказанные в Малороссии, бедны фактическим содержанием, искусственны и риторичны; проповеди, сказанные в России, отличаются применительностью к понятиям народа и большей простотой. Главная цель св. Д. в проповедях — сделать людей лучше и добрее; он — защитник всех слабых и угнетенных. Многие проповеди последних годов жизни Д. направлены против раскола. В проповедях, вызванных реформами Петра В., Д. различает в Петре человека и царя, он обличает некоторые слабости Петра, как человека, напр. вспыльчивость, и хвалит его достоинства, как правителя, напр. заботу о просвещении народа. Полемические сочинения направлены против раскола. Главное из них, напис. в 1709 г., до сих пор не потеряло своего значения. Содержание его видно уже из заглавия: "Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, o делах их и изъявление, яко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны". Вера названа брынской по Брынским лесам Калужской губ., где жило много раскольников и откуда учение их проникало в Ярославль и Ростов. К историческим трудам Д. принадлежит летопись от начала миробытия до Р. X., состоящая из нравственных размышлений, Диариум, каталог киевских митрополитов; но главный труд его — Четьи-Минеи, сделавшиеся любимой книгой благочестивых людей (имели в XVIII в. около 10 изд. Последнее изд. — Москва, 1855). Св. Д. принадлежит еще несколько духовных драм или мистерий, из которых лучшей считается драма "Рождественская". Она построена по образцу юго-западных мистерий. Собрание сочин. Д. вышло в Москве в 1786 г. Позднейшие изд. — М., 1838-42 и 1849.Главные сочинения о св. Д. Ростовском: неизвестного автора, 1849, статья Костомарова в "Рус. ист. в жизнеоп." и обширная диссертация И. А. Шляпкина (1891).Н. Сумцов.
Значение ДИМИТРИЙ ТУПТАЛО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ДИМИТРИЙ ТУПТАЛО
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012