Значение ДВОЕВЛАСТИЕ В РУССКОЙ ИСТОРИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ДВОЕВЛАСТИЕ В РУССКОЙ ИСТОРИИ

так в русской исторической литературе называют тот момент в жизни Моск. государства, когда в нем официально было два "великих государя" — царь Михаил и его отец, патриарх Филарет, вернувшийся в Москву из польского плена в июне 1619 г. и умерший в декабре 1633 г. В этот период времени все в государстве совершалось именем обоих государей: иностранные послы представлялись обоим государям; от имени обоих государей писались грамоты и указы; челобитные по разным делам надписывались на имя обоих государей (иногда, впрочем, подавали сразу две челобитных, одну на имя государя царя, другую на имя государя патриарха; любопытные примеры подобного рода встречаются в неизданных столбцах Поместного приказа, хранящихся в моск. архиве министерства юстиции). С началом Д. дела пошли несколько иначе, хотя система управления осталась прежняя; стала только заметною более сильная рука, управлявшая государством; царь ничего не предпринимал без совета и благословения своего отца, бывшего полным господином в церковных делах. Как само правительство понимало отношение между двумя государями — всего лучше можно видеть на таком примере: в 1621 г. два придворных человека заспорили, какое назначение выше — то ли, которое дал "государь святейший патриарх", или то, которое от "государя царя и великого князя"; правительство так отвечало спорщикам: каков он, государь, таков и отец его государева святейший патриарх, и их государево величество нераздельно. Нечто подобное Д. 1619-33 гг. повторилось в 60-х гг. XVII в., когда некоторое время патриарх Никон титуловался "великим государем", и во время войны с Польшей за Малороссию даже грамоты в отсутствие царя Алексея из Москвы писались от имени двух государей. Эта попытка Никона поставить власть духовную не ниже светской, а наравне с нею окончилась полною неудачей.В. Ст.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.