немец. поэт, род. в 1695 г., ум. в 1723 г. Его кратковременная жизнь была жизнью типичнейшего представителя той литературной "богемы", которая впоследствии, и особенно в наше время, получила широкое развитие. Высокоталантливая, даже гениальная, но лишенная всяких нравственных устоев, почти больная душевно натура — Г. был обязан своею печальною судьбой, с одной стороны, этим внутренним причинам, с другой — несчастным внешним обстоятельствам: гонения со стороны отца, человека беспощадно строгого, двукратная измена женщины, которую он страстно любил, наконец — страсть к пьянству. Он постоянно скитался с места на место, своим беспутным поведением разрушая старания немногих друзей и покровителей доставить ему мало-мальски прочное положение, жил подачками милостивцев и наконец чуть не в нищете, больной, написал себе заранее следующую эпитафию: "здесь умер уроженец Силезии, потому что ни судьба, ни время не хотели, чтобы его поэтическое искусство достигло зрелости. Прохожий, прочти это скорее и ступай своею дорогой, иначе и тебя его прах заразит любовью и несчастьем". Г., по словам его биографа, "довелось жить в жалкое, прозаическое время, которое лежало над всею Германиею, как длинная ночь перехода к тем более светлому дню. Изумительною, великолепною звездой сверкнул он в этой тьме и сгорел в своем собственном пламени". Русская читающая и учащаяся публика знает Г. только по упоминанию о нем в учебниках как о писателе, ода которого "На мир австрийцев с турками" послужила Ломоносову образцом для его оды "На взятие Хотина". Но судить о Г. по этому роду произведений — совершенно ошибочно. Принадлежа к так наз. "второй силезской школе" (см. Гофмансвальдау), он разделял, правда, многие недостатки ее, да и вообще немецкой литературы того времени, и между ними - рабское следование французским образцам в сочинении торжественных од и др. стихотворений на всякие "случаи"; но это была только второстепенная сторона его поэтической деятельности. Главная заключается в попытке создать другого рода "поэзию на случай" — той, которая находится в тесной связи с случаями из внутренней жизни человека и которая нашла себе позднейшее и полнейшее выражение в лирических стихотворениях Гёте, названных великим поэтом именно "стихотворениями на случай", в этом новом смысле (Gelegenheitsgedichte). Недаром Гете и был первый, обративший внимание на своего предшественника в этой области и назвавший его "поэтом в полном смысле этого слова". Грубое и дикое в стихотворениях Г. принадлежит, по словам Гёте, его времени, его образу жизни и особенно его характеру: "он не умел сдерживать себя, и таким образом погибла и его жизнь, и его поэтическая деятельность. Лучшая сторона творчества Г. выразилась в ряде стихотворений, имеющих предметом блаженство и муки любви, религиозное чувство, скорбное, часто даже безнадежно отчаянное отношение к жизни вообще. При доходящей иногда до совершенства (наряду с уродливостями) внешней форме они отличаются богатством фантазии, истинно поэтическим одушевлением и — главное — глубиною и искренностью чувства, делающими его первым по времени субъективным поэтом Германии. Если бы не присоединялось к ним то безобразное, чем Г. заплатил дань своему времени, он оправдывал бы безусловно характеристику его одним критиком, как "драгоценного жемчуга, выброшенного XVII-м ст. на берег XVIII-го". Изданы были стихотворения Г. (печатавшиеся при жизни его в разных изданиях) уже после смерти автора (в 1724 г.) и потом издавались несколько раз. — Первая удовлетворительная биография — Штейнмана, под псевдонимом Зибранда — появилась в 1738 г.; лучшая биография (с приведением многих стихотворений) принадлежит Отто Рокетту (1860). На русский язык не переведено ничего. П. Вейнберг.
Значение ГЮНТЕР ИОГАНН-ХРИСТИАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГЮНТЕР ИОГАНН-ХРИСТИАН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012