Гаршин (Всеволод Михайлович) - один из наиболее выдающихся писателейлитературного поколения семидесятых годов. Род. 2 февр. 1856 г. вБахмутском уезде, в старой дворянской семье. Детство его было не богатоотрадными впечатлениями; в его восприимчивой душе, на почвенаследственности, очень рано стал развиваться безнадежно мрачный взглядна жизнь. Немало этому содействовало и необыкновенно раннее умственноеразвитие. Семи лет он прочел "Собор Париж. Богоматери" Виктора Гюго, иперечитав его 20 лет спустя, не нашел в нем ничего для себя нового. 8 и9 лет он зачитывался "Современником". В 1864 г. Г. поступил в 7 спб.гимназию (теперь первое реальное учил.) и по окончании в ней курса, в1874 г., поступил в горный институт. В 1876 г., он совсем уже собралсяотправиться добровольцем в Сербию, но его не пустили, потому что он былпризывного возраста. 12 апреля 1877 г. Г. сидел с товарищем и готовилсяк экзамену из химии, когда принесли манифест о войне. В ту же минутузаписки были брошены, Г. побежал в институт подавать просьбу обувольнении, а чрез несколько недель он уже был в Кишиневе,вольноопределяющимся Волховского полка. В сражении 11 августа подАясларом, как гласила официальная реляция, "рядовой извольноопределяющихся В. Гаршин примером личной храбрости увлек впередтоварищей в атаку, во время чего и ранен в ногу". Рана была неопасная,но в дальнейших военных действиях Г. уже участия не принимал.Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, с полгода пробылвольнослушателем филологического факультета петербургского университета,а затем всецело отдался литературной деятельности, которую, незадолго дотого, начал с блестящим успехом. Еще до своей раны, он написал военныйрассказ "Четыре дня", напечатанный в октябрьской книжке "ОтечественныхЗаписок" 1877 г. и сразу обративший на себя всеобщее внимание.Последовавшие за "Четырьмя днями" небольшие рассказы:"Происшествие","Трус", "Встреча", "Художники" (также в "Отеч. Зап.") укрепилиизвестность молодого писателя и сулили ему светлую будущность. Душа его,однако, все более и более омрачалась и в начале 1880 г. появилисьсерьезные признаки психического расстройства, которому он подвергалсяеще до окончания гимназического курса. Сперва оно выражалось в таких проявлениях, что трудно былоопределить, где кончается высокий строй души и где начинается безумие.Так, тотчас после назначения гр. Лорис-Меликова начальником верховнойраспорядительной комиссии, Гаршин отправился к нему поздно вечером и небез труда добился свидания с ним. Во время разговора, продолжавшегосяболее часу, Гаршин делал весьма опасные признания и давал весьма смелыесоветы всех помиловать и простить. Лорис-Меликов отнеся к немучрезвычайно ласково, с такими же проектами всепрощения Г. поехал вМоскву к обер-полициймейстеру Козлову, затем отправился в Тулу и пешкомпошел в Ясную Поляну к Льву Толстому, с которым провел целую ночь ввосторженных мечтаниях о том, как устроить счастье всего человечества.Но затем душевное его расстройство приняло такие формы, что роднымпришлось поместить его в харьковскую психиатр. клинику. Пробыв в нейнекоторое время, Г. поехал в херсонскую деревню дяди по матери,оставался там 1,5 года и, совершенно выздоровевши, в конце 1882 г.приехал в Петербург. Чтобы иметь определенный нелитературный заработок,он поступил в контору Аноловской бумажной фабрики, а затем получил местов общем съезде русских железных дорог. Тогда же он женился и чувствовалсебя вообще хорошо, хотя по временам у него и бывали периоды глубокой,беспричинной тоски. В начале 1887 г. показались угрожающие симптомы,болезнь развилась быстро, и 19 марта 1888 г. Г. бросился с площадки 4этажа в просвет лестницы и 24 марта умер. Выражением глубокой горести,вызванной безвременною кончиною Г., явились два сборника, посвященныхего памяти: "Красный Цветок" (СПб., 1889, под ред. М. Н. Альбова, К. С.Баранцевича и В. С. Лихачева) и "Памяти В. М. Гаршина" (СПб., 1889, подред. Я. В. Абрамова, П. О. Морозова и А. Н. Плещеева), в составлении ииллюстрировании которых приняли участие наши лучшие литературные ихудожественные силы. В чрезвычайно-субъективном творчестве Г. с необыкновенною яркостьюотразился тот глубокий душевный разлад, который составляет самуюхарактерную черту литературного поколения 70-х годов и отличает его какот прямолинейного поколения 60-х годов, так в от поколения новейшего,мало заботящегося об идеалах и руководящих принципах жизни. По основномускладу своей души Гаршин был натура необыкновенно гуманная и первое жеего художественное создание - "Четыре дня" - отразило именно эту сторонуего духовного существа. Если он сам пошел на войну, то исключительнопотому, что ему казалось постыдным не принять участия в освобождениибратьев, изнывавших под турецким игом. Но для него достаточно былопервого же знакомства с действительной обстановкой войны, чтобы понятьвесь ужас истребления человеком человека. К "Четырем дням" примыкает"Трус" - такой же глубоко-прочувствованный протест против войны. Что вэтом протесте не было ничего общего с шаблонною гуманностью, что это былкрик души, а не тенденция в угоду тому лагерю, к которому примкнул Г.,можно видеть из самой крупной "военной" вещи Г. - "Из записок рядовогоИванова" (превосходная сцена смотра). Все, что писал Г., было как быотрывками из его собственного дневника: он не хотел пожертвовать в угодучему бы то ни было ни одним чувством, которое свободно возникло в егодуше. Искренняя гуманность сказалась и в рассказе. "Происшествие", где,без всякой сентиментальности, он сумел отыскать человеческую душу накрайней ступени нравственного падения. Рядом с все проникающим чувством гуманности, в творчество Гаршина,как и в нем самом, жила и глубокая потребность в деятельной борьбе созлом. На этом фоне создался один из наиболее известных его рассказов:"Художники". Сам изящный художник слова и тонкий ценитель искусства, Г.в лице художника Рябинина показал, что нравственно-чуткий человек неможет спокойно предаваться эстетическому восторгу творчества, когдакругом так много страданий. Всего поэтичнее жажда истребить неправдумира сказалась в удивительно гармоничной сказке "Красный цветок", сказкеполубиографической, потому что и Г., в припадке безумия, мечтал сразууничтожить все зло, существующее на земле. Но безнадежный меланхолик повсему складу своего духовного и физического существа, Г. не верил ни вторжество добра, ни в то, что победа над злом может доставить душевноеравновесие, а тем более счастье. Даже в почти юмористической сказке "Точего не было" рассуждения веселой компании насекомых, собравшихся налужайки потолковать о целях и стремлениях жизни, кончаются тем, чтоприходить кучер и сапогом раздавливает всех участников беседы. Рябининиз "Художников", бросивших искусство, "не процвел" и пошедши в народныеучителя. И это не из-за так называемых "независящих обстоятельств", апотому, что интересы личности в конце концов тоже священны. Вчарующе-поэтической сказке "Attalea princeps" пальма, достигнув целистремлений в выбившись на "свободу", со скорбным удивлением спрашивает:"и только-то"? Художественные силы Г., его уменье живописать ярко в выразительно,очень значительны. Немного он написал - около десятка небольшихрассказов, но они дают ему место в ряду мастеров русской прозы. Лучшиеего страницы в одно в то же время полны щемящей поэзии и такогоглубокого реализма, что напр. в психиатрии "Красный Цветок" считаетсяклиническою картиною, до мельчайших подробностей соответствующейдействительности. Написанное Г. собрано в трех небольших "книжках"(СПб., 1882 и позже). Все они выдержали по несколько изданий. Большимуспехом пользуются повести Г. и в многочисленных переводах на нем"франц., англ. и др языки. С. Венгеров.
Значение слова ГАРШИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГАРШИН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012