Значение слова ДАНИЛЕВСКИЙ в Литературной энциклопедии

ДАНИЛЕВСКИЙ

Григорий Петрович [1829—1890] — русский писатель. Р. в богатой дворянской семье, учился в Петербургском университете. В 1849 был арестован по делу Петрашевского; в 1850—1857 служил в мин. нар. просв.; в 1868—1881 редактировал «Правительственный вестник». Д. — автор ряда исторических романов и повестей, пользовавшихся в свое время большой популярностью и переведенных на ряд иностранных яз.: «Мирович» [1879], «Сожженная Москва» [1886], «Черный год» [1889], «Потемкин на Дунае» и мн. др. Эти романы Д. примыкают к тому течению исторической беллетристики, к-рое в 30-х гг. представлялось Загоскиным, а в 70-х — Салиасом; с последним из них, представителем крупнопоместного стиля в историческом романе, у Д. особенно много аналогий. Поместный генезис его творчества явствует из трактовки им явлений русской истории. Центральными

146 образами композиций Данилевского являются родовые дворяне, крепко преданные престолу и родине, — Глеб Дуганов («Черный год»), морской офицер Концов («Княжна Тараканова»), Перовский («Сожженная Москва») и т. д. Преобладающие темы Данилевского — годы лихолетья русского государства — нашествие Наполеона, бунт Пугачева. Система образов Д. обыкновенно резко делится на две части: бунтовщики экспозируются со стороны по преимуществу отрицательной («Испуганная, бледная Туровцова исчезла среди серых зипунов, чекменей, бараньих шапок и в кучу сбившихся плеч и спин. Раздался неистовый женский вопль. В воздухе бессильно мелькнули белые и худые руки и с развившеюся, тощею косой седая голова. Здесь и там полилась кровь. Падали, с раздробленными черепами, сбежавшиеся последние защитники барского добра». Такова картина крестьянского восстания против справедливой и благородной помещицы). Вся трактовка пугачевщины не выходит у Д. за границы бунта, затеянного яицкими казаками ради их личных выгод. Эта политическая интрига обыкновенно увязывается Д. с любовной экспозицией дворянского бытового уклада. Помимо исторических романов, Д. написал романы полуэтнографического характера. Такова его трилогия — «Беглые в Новороссии», «Беглые воротились», «Новые места» [1862—1863], — давшая критике повод назвать Д. «русским Купером». Библиография : I. Сочин. Д., изд. 7-е, 9 тт., СПБ., 1892—1893 (одно из чрезвычайно многочисленных изданий Д.). II. Скабичевский А., История новейшей русской литературы, гл. XX; Н. Ш(елгунов), Бесплодная нива, «Дело», 1800, X; Гаршин Е., Критические опыты, СПБ., 1888. III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, т. II, СПБ., 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1924.

Литературная энциклопедия.