Значение слова БЕТХОВЕН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

БЕТХОВЕН

Бетховен (Людвиг van Beethoven) - величайший композитор XIX стол.,род, 16 дек. 1770 г. в Бонне, где его дед Людвиг фан Б. былкапельмейстером, а отец Иоганн фан Б. - тенором в курфюрстской капелле.В. проявил очень рано поразительный музыкальный дар, но тяжелая семейнаяобстановка имела большое влияние на характер Б. и сделала его смолодумрачным и замкнутым. Для его умственного развития было сделано лишьсамое необходимое, а музыкальное образование велось неправильно; сдругой стороны, однако, Б. встретил участие и поддержку людейпосторонних, именно в семействе Брейнинга (начиная с 1783 г.). Первыми учителями музыки Б. были его суровый отец, а затем ГобоистПфейфер. Музыкальные успехи Б. вскоре обратили на него всеобщеевнимание, особенно же приводила всех в изумление его уже в то времяблестящая игра на фортепиано, соединенная с необыкновенною способностьюк импровизации. В игре на органе Б. усовершенствовали придворныйорганист фан дер Эдень и капельмейстер Нэфе, и уже в 1785 году свосшествием на престол курфюрста Макса Франца II он был назначенпридворным органистом, оставаясь в то же время альтистом в оркестре.Усердно занимаясь композицией, Б. Пробовал уже свои силы и в созданииболее крупных сочинений, из которых особенную известность получилирыцарск. балет и большая кантата. Путешествие его в Вену весною 1778 г.,которое доставило Б. мимолетную встречу с Моцартом, былонепродолжительно. Вскоре после возвращения Б. из Вены скончалась егомать (Мария Магдалина В., рожденная Кевериг, из Кобленца), и домашниедела сложились еще хуже. Тогда по ходатайству графа Вальдштейна,курфюрст рушился осенью 1792 г. отправить Б. на несколько лет в Вену,чтобы дать ему возможность докончить свое музыкальное образование подруководством Гайдна. Кроме Гайдна, Б. получал указание в от Шенка,автора комической оперы "Деревенели цирюльник", а после отъезда Гайдна в1794 г. в Англию, Б. прослушал теоретический курс у Альбрехтсбергера, вобласти же вокальных сочинений пользовался руководством Сальери.Благодаря рекомендации курфюрста, В. был принят в аристократическомобществе. князь Лихновский взял его к себе в дом, граф Разумовскийпредоставил в его распоряжение свой квартет,. а князь Лобковиц - свою капеллу. Б. так успел сжиться с Веной, что за исключениемодного выезда в Прагу и Берлин в 1796 году, он никогда более не покидалее. Лето Б, проводил где-нибудь в окрестностях Вены, среди скромнойобстановки и в постоянном общении с природой, которую страстно любил икоторая его вдохновляла когда он отдыхал от обычных трудов. Заняв вскоре после прибытия в Вену первое место в ряду танистов, начто он имел неоспоримое право, особенно благодаря своему уникальномудару импровизации, Бетховен, после выхода в свет в 1795 г. первых своихзначительных произведений, трех фортепианных трио, приобрел и славупервостепеннейшего композитора. С того времени он не переступалпроявлять прирожденную ему уникальную творческую силу, котораяразвивалась в целом ряде разнообразных сочинений, отличавшихся какглубиною, новизною формы и содержания, так и неистощимым богатствомизумительной изобретательности. В последовательном ходе творческогопроцесса Бетховен сначала овладел разнообразными формами камерноймузыки, работал над сонатою (для одного фортепиано и с сопровождениемдругих инструментов), которую он развил до ее полного художественногозначения, над квартетом (всего квартетов Б. сочинил шестнадцать), изатем выработанные в этой области приемы он перенес в оркестровуюмузыку, став таким образом создателем инструментальной музыки в широкомстиле. Уверенной рукой он овладевал всеми средствами музыкальноговыражения, которые были завещаны Моцартом и Гайдном, развил и обогатилих. С полнейшею свободою в выражении своей Индивидуальности и сзамечательным пониманием музыкальных форм Б. соединял тонкое пониманиехарактерной полноты и выразительности звука. После 3-ей симфонии Eroica (1804), большой увертюры "Леонора" № 3(1805) и трех русских квартетов (1806), направление Б. определилосьвполне, и с того времени стало своеобразно проявляться в каждом новомего произведении. Симфонии В (1806), С -moll, пасторальная (1807 - 08) изатем Adur (1812) могут служить указателями пути великого композитора. Кэтим симфониям примыкают большие концерты. Но и в области вокальноймузыки, Б. не оставался бездеятельным. Кроме песен (Lieder) и мелкихвокальных произведений, он написал в 1803 году кантату "Христос на гореЕлеонской" и вслед затем, в 1805 г., оперу "Фиделя", которая в то времяособенным успехом не пользовалась, но вновь переработанная в 1814 годубыла оценена музыкальным миром, и с того времени заняла прочное место навсех германских оперных сценах. После моцартовской "Волшебной флейты"это была первая немецкая опера, получившая широкое распространение. Ксожалению, не смотря на стремление и обширные планы Б. в этой области,ему не пришлось создать другой оперы. Написанные им два "Festspiele" дляторжественного открытия театра в Пеште в 1812 г., "Король Стефан" и"Афинские развалины" не могут быть названы операми. К театральной музыкепринадлежат также балет Б.: "Создание Прометея" (1801), музыка кгётевскому "Эгжонту" (1810) и увертюра к "Королану" Коллинса (1807).Когда в 1809 г. Б. было предложено место королевского капельмейстера вКасселе (Вестфалии), эрцгерцог Рудольф (ученик и друг Бетховена), князьЛобковиц и граф Кинский сложились и предложили ему ежегодное содержаниев 4000 фюр. под единственным условием, чтобы он отказался отпредлагаемого ему места и не покидал Австрии. Хотя содержание это иуменьшилось вследствие государственного банкротства в 1811 г.,учреждение вслед затем конкурса над имениями князя Лобковица, а такжевследствие последовавшей кончины графа Кинского, все же оно обеспечивалонезависимое положение великому композитору, находившемуся в то время впоре полной творческой силы. Год конгресса (1811) застал Б. на высотеего славы. Грандиозное исполнение его 7 и 8 симфоний, симфонии "Битвапри Виттории", и сочиненной по поводу событий этого времени кантаты"Минута славы" (Glorreiche Augenblick), а также возобновление "Фиделю",доставили Б. величайшую популярность в Вене. Однако он не мог вполненаслаждаться всеобщим признанием своих заслуг, так как начавшееся еще в1802 г. ослаблено слуха усилилось почти до подпой его потери. Этаболезнь, не поддававшаяся никакому лечению, омрачала его настроениедуха, сделала В. недоверчивым, и заставляла искать уединения. Новымисточником неприятностей и разного рода огорчений послужили принятые Б.на себя в 1815 г. заботы о воспитании сына его умершего брата Карла.Денежные обстоятельства Б. ухудшились и одно время даже самое творчествоего как будто приостановилось. Но вот назначение эрцгерцога Рудольфаепископом Ольмкциа (в 1818 году) подает Б. мысль написать торжественнуюмессу; он отдался ей со всею силою своего вдохновения и она заняла егодо 1822 г. Б. в прежде сочиненной им в честь князя Эстергази (1808)Cdurной мессе в значительной степени придерживался стиля Моцарта иГайдна; в этом же новом произведении, которое по обширности планапревосходит обычные размеры сочинений подобного рода, религиозныевпечатления выражены от одной стороны с необычайным экстазом, а сдругой, вполне субъективно. По окончанием этой "торжественной мессы"(missa solemnis), Бетховен с таким же жаром приступил к выполнению давнолелеянного им намерения написать симфонию, последняя часть которойзаключается хором на текст шиллеровский "Оды к радости". К началу 1824г. было окончено и это произведение, обширное по своим размерам ичрезвычайно трудное в техническом отношении, в особенности в вокальныхпартиях. Затем были написаны, среди тяжелых физических страданий; и,четыре больших квартета, которые и по ныне составляют предмет изучениядля каждого знатока, по своему глубокому содержанию и сложности невполне доступные массе. Б. умер после продолжительных страданий 26 марта1827 г. и похоронен в Вене. Ему воздвигнуты памятники в Бонне (бронзоваястатуя работы Гэнеля, в 1845) и в Вене (работы Цумбуха, 1880 г.). -Полное собрание сочинений Б. было издано в Лейпциге Брейткопфом иГертелем (24 cepии, 1862 - 64). Хронологический указатель произведенийБ. составлен Тайером (Берл., 1865 г. ), тематической же, с историческимиссылками на время их появления в свет, издал Ноттебом (Лейпциг, 1868 г.,2 изд. Брейткопфа и Гертеля). Литература. Vegeler und Ries, "Biographische Notizen uber В." (Кобл.,1838); Schindier, "Biographie von L. van В." (Мюнстер, 1838, 3 изд.,1860); Lenz, "Б. и его 3 стиля" и "В., eine Kunstsludie" (6 частей,Гамбург, 1860); Marx, "L. van В. Leben und Schaffen" (Берл., 1859, 3изд., 1875); Ulibischeff, "В., ses critiques et ses glossateurs"(Лейпц., 1857; немецкий перевод Bischeffa, Лейпциг, 1859); Nohl, "B. sLeben" (3 т., Вена и Лейпц., 1864 - 77); его же, "В., пас den Schilderungen Seiner Zeitgenossen" (Штутг., 1877); Nottebohm, "Ein Skizzenbuch vonВ." (Лейпциг, 1865); его же, "Beethoveniana" (Лейпц., 1872), его же, "B.s Studien" (часть 1, Лейпц., 1873); Thayer, "Ludwig van B. s Leben" (внем. переводе Deiters'a, 3 т., Берл., 1866 - 79); von Breuning, "Aus demSchwarzspanlerhanse" (воспоминания о Б., Вена, 1874); Серов "9 симфонияБетховена" ("Музык. театр. Вестник", 1856 г., №№ 15 и 17); его же,"Девятая симфония Б., ее склад и смысл" ("Современная Летопись", 1868г., № 16); в этих статьях Серов обратил внимание на исследованиетематизма 9-й симфонии. См. также о жизни Б. в "Репер, и Пантеоне"(1844, кн. 9 и 10).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.