Значение РАВЕЛЬ МОРИС ЖОЗЕФ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

РАВЕЛЬ МОРИС ЖОЗЕФ

(Ravel) Морис Жозеф (7.3.1875, Сибур, Атлантические Пиренеи, - 28.12.1937, Париж), французский композитор, почётный доктор музыки Оксфордского университета (1929). Отец Р. - выходец из Швейцарии, мать - испано-баскского происхождения. Окончил Парижскую консерваторию. Ученик А. Жедальжа (контрапункт) и Г. Форе (композиция). Уже в студенческие годы создал талантливые произведения. Известность принесла ему 'Павана на смерть инфанты' для фортепиано (1899). Испытал влияние Э. Шабрие, Э. Сати, К. Дебюсси, а также Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. В своей музыке Р. развивал принципы импрессионизма . С наибольшей полнотой это отразилось в произведениях для фортепиано - 'Игра воды' (1901), 'Отражения' (1905), 'Признаки ночи' (1908), а также в балете 'Дафнис и Хлоя' (либретто М. М. Фокина, 1911, пост. 1912, Париж). В ряде сочинений Р., постоянно тянувшегося к испанской музыке, нашли воплощение мелодика и ритмы Испании. Таковы шедевр оркестрового письма 'Испанская рапсодия' (1907), комическая опера 'Испанский час' (1907, пост. 1911, Париж), популярнейшее 'Болеро' для оркестра (1928) и многие сочинения, непосредственно не связанные с испанской темой. Композитора привлекали также старинный и современный танец, джазовые ритмы. Танцевальными ритмами пронизаны 'Благородные и сентиментальные вальсы' для фортепиано (1911), 'Испанская рапсодия', оперы 'Испанский час', 'Дитя и волшебство' (1925, Монте-Карло), хореографическая поэма 'Вальс' (1920). Джазовая музыка нашла отражение в сонате для скрипки и фортепиано (1927, 2-я ч. - 'Блюз'), фортепианном концерте для левой руки (1931, написан для австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку). Непревзойдённый мастер оркестра, Р. создал также замечательные образцы в др. жанрах. Значительны его находки в области музыкальной декламации ('Естественные истории' для голоса и фортепиано, на тексты Ж. Ренара, 1906; вокальные партии оперы 'Испанский час' и др.). Музыка Р. сочетает тонкую колористичность с ясностью мелодичностью линий, изысканную звукопись с ритмической определённостью, строгостью форм. Он упростил манеру изложения музыкальной мысли, но остался верным национальным классическим идеалам - ясности стиля, чувству меры и красоты. Р. - автор оркестрового переложения 'Картинок с выставки' Мусоргского (1922).

Во время 1-й мировой войны 1914-18 Р. был добровольцем на фронте. Своего рода данью погибшим на войне друзьям явилась сюита для фортепиано 'Гробница Куперена' (1917), каждая часть которой посвящена одному из них. Р. был также пианистом и дирижёром, концертировал (в 1928 дирижировал своими произведениями в США). Несколько последних лет из-за тяжёлой болезни мозга почти не работал. Яркое и оригинальное, оптимистическое творчество Р. глубоко гуманистично, наряду с Дебюсси он является крупнейшим композитором Франции 20 в.

Лит.: Цыпин Г., Морис Равель, М., 1959: Равель в зеркале своих писем. Сост. М. Жерар и Р. Шалю, [пер. с франц.], Л., 1962; Крейн Ю., Симфонические произведения М. Равеля, М., 1962; его же, Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля, М., 1966; [Равелиана], 'Советская музыка', 1962, | 12; Альшванг А., Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; Roland-Manuel A., Maurice Ravel, P., 1948; Landowski W., М. Ravel, sa vie, son oeuvre, P., 1950; Long М., Au piano avec М. Ravel, P., 1971.

И. А. Медведева.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.