один из более выдающихся защитников реформатского движения, начавшегося в начале XII века во Франции и в Верхней Италии. Он был учеником Абеляра, за которым последовал в уединение, но, по натуре более склонный к деятельной, чем созерцательной жизни, возвратился с пламенным желанием очищения церкви в свой родной город Брешию, где уже прежде занимал церковную должность. Его строгая нравственность, признанная даже противниками, его блестящее красноречие и республиканский свободный дух скоро собрали вокруг него множество приверженцев, при содействии которых он стремился осуществить свои нравственные идеалы и возвратить клир, предавшийся пышной и ленивой жизни, к истинному христианству по образу апостольских времен; порчу церкви он приписывал преимущественно богатству духовных лиц и потому требовал от них, чтоб они отказались от светской власти и богатства и довольствовались для своего содержания добровольными приношениями первенцев (от плодов и скота) и десятиною. Уклонялось ли догматическое учение А. относительно причащения и крещения от церковного учения и был ли он в этом смысле еретиком — сомнительно; Иоанн Салисбюрийский, епископ Шартрский, доказывает полное согласие его учения с Евангелием. Между его учением и учением катаров и альбигойцев не оказывается никакой связи; однако епископ Брешии на Втором Латеранском соборе (1139) обличал его в ереси. Иннокентий II присудил его к изгнанию и к вечному молчанию. А. возвратился во Францию к Абеляру; но там он подвергся нападениям со стороны св. Бернарда и был осужден вместе с Абеляром на Сенском соборе (1140), тогда он бежал в Швейцарию и нашел убежище у кардинала-легата Гвидо. По смерти Иннокентия II Гвидо занял папский престол под именем Целестина II, и тогда А. возвратился в свое отечество. В 1146 он явился в Рим, где быстро сменились один за другим трое Пап; преемник Целестина, Луций II, был побит камнями во время штурма Капитолия. Евгений III вынужден был бежать вторично, спасаясь от народного бунта, во Францию. Во всех этих мятежах А. не принимал никакого участия; но, воодушевляясь воспоминаниями о величии Древнего Рима, говорил проповеди против светского владычества Пап и за восстановление древней Римской республики. Был учрежден древний сенат, державшийся старых форм правления; но римляне не обладали республиканскими добродетелями и не понимали христианского учения, которым А. хотел облагородить их стремления к политической свободе. Новый Папа Адриан IV устрашил мятежных римлян интердиктом, Арнольда отлучил от церкви и потребовал его выдачи от Фридриха Барбароссы, только что перешедшего через Альпы для своего коронования. А., прогнанный республиканцами, попал в руки папы, который не осмелился его подвергнуть смертной казни из боязни римлян. Некоторые из приверженцев освободили его силой, но выдали его опять по требованию короля Фридриха. Римский префект велел в 1155 повесить его, тело сжечь и пепел бросить в Тибр. Папский двор счел потом более выгодным не принимать участия в кровавом деле. Политические стремления А. и его партии после его смерти на время заглохли, по крайней мере в Риме, но его деятельность видимо усилила существовавшую уже и прежде в Верхней Италии оппозицию против церкви и клира, принявшую светский характер. Ср. Грегоровиуса, "Geschichte der Stadt Rom un Mittelalter" (т. 1—4, Штут., 1859—63; 3 изд. 1875—77); Гизебрехта, "А. von Brescia" (Мюнх., 1873). Жизнь А. служила много раз темой для драматических произведений. Автором одного из них был Бодмер, другого Николини.
Значение АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012