Значение ШЁНБЕРГ АРНОЛЬД в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ШЁНБЕРГ АРНОЛЬД

(Schonberg) Арнольд (13.9.1874, Вена, - 13.7.1951, Лос-Анджелес, США), австрийский композитор. В 1901-03 вёл класс композиции в консерватории Штерна в Берлине. С 1903 жил в Вене, где приобрёл известность как композитор, дирижёр, педагог, а также организатор и руководитель хоровых коллективов. В 1925-33 проф. Прусской академии искусств в Берлине. После прихода к власти фашистов был вынужден эмигрировать в США. В 1936-44 вёл класс композиции в Калифорнийском университете. В ранних сочинениях продолжал традиции нем. и австрийской романтической музыки и Р. Вагнера: струнный секстет 'Просветлённая ночь' (1899), симфоническая поэма 'Пеллеас и Мелизанда' (1903) и др. Позднее разработал систему сочинения музыки, получившую название додекафония . Ш.-основоположник атональной музыки и виднейший представитель муз. экспрессионизма . Теория Ш. оказала значительное влияние на несколько поколений композиторов, среди которых выделяются его ученики и последователи А. Берг и А. Веберн , а также Э. Веллес, Э. Кшенек . Р. Лейбовиц.

В числе произведений Ш., где он наиболее последовательно применил свою систему, - 5 фортепьянных пьес (1923), Серенада для 8 инструментов (1923), скрипичный (1936) и фортепьяно (1942) концерты, монодрама 'Ожидание' (1909, пост. 1924), опера 'Моисей и Аарон' (1932, концертное исполнение 1954). Музыка этих сочинений отмечена печатью искусственности, экспрессионистического надрыва, лишена мелодической выразительности. Потрясённый гибелью варшавского гетто, уничтоженного фашистами, Ш. создал рассказ для чтеца с оркестром и мужским хором 'Уцелевший из Варшавы' (1947). В этом произв. Ш. отошёл от присущего ему субъективизма. В своём творчестве Ш. протестовал против бесчеловечных законов буржуазного государства, но доминирующей темой для него оставалось трагическое одиночество художника в чуждом и враждебном ему мире. Перу Ш. принадлежат 2 камерные симфонии (1906, 1939), 'Лунный Пьеро' для голоса с инструментальным ансамблем (1912), 4 струнных квартета, фортепьянные и вокальные пьесы и др., а также несколько теоретических трудов.

Лит.: Соллертинский И., Арнольд Шёнберг, Л., [1934]; Тильман И., О додекафонном методе композиции, 'Советская музыка', 1958, | 11; Павлишин С., 'Мicячний П-|ро' А. Шёнберга, Ки©в, 1972.

М. М. Яковлев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.