Значение ЛЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ

(настоящая фамилия - Вервициотти) Александр Павлович [1(13)10.1847, Кишинев, - 13(26).10.1908, Москва], русский актёр, режиссёр, педагог и теоретик театра. С 1865 дебютировал на профессиональной сцене во Владимире. Играл в провинции. С 1876 до конца жизни работал в Малом театре (в 1882-84 в Александрийском). Л. сыграл значительную роль в развитии реализма на русской сцене. Мастерски владея искусством перевоплощения, мимики, грима, он стремился к реалистической многосторонности и исторической точности характеристики персонажа. Созданные им образы отличались '...совершенно исключительной сценической мягкостью...' (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 39), обаянием, тонким юмором, артистичностью, изяществом. Среди лучших ролей: Бенедикт, Петруччио, Гамлет, Отелло ('Много шума из ничего', 'Укрощение строптивой', 'Гамлет' и'Отелло' Шекспира), Уриэль Акоста ('Уриэль Акоста' Гуцкова), Чацкий и Фамусов ('Горе от ума' Грибоедова), Паратов ('Бесприданница' Островского), Демурин, Столбцов ('Цена жизни' и 'Новое дело' Немировича-Данченко). Стремясь к реформе театра, воспитанию актёра, обладающего высокой культурой, Л. добивался сочетания в актёрском искусстве творческого вдохновения с высокой сценической техникой. Большое значение придавал он театральному образованию. Один из создателей Нового театра (филиал Малого театра), Л. в 1898-1903 возглавил в нём драматическую труппу молодых актёров. Под его руководством в этом театре раскрылись дарования Е. Д. Турчаниновой, В. Н. Рыжовой, В. О. Массалитиновой, П. М. Садовского и др. Поставил здесь спектакли: 'Ревизор' Гоголя, 'Козьма Захарьич Минин-Сухорук' и 'Снегурочка' Островского; в Малом театре - 'Ромео и Джульетта' (1902), 'Буря'(1905) Шекспира, 'Без вины виноватые' Островского (1908). С 1888 Л. преподавал на драматических курсах Московского театрального училища. Среди его учеников - В. Н. Пашенная, А. А. Остужев и др.

Взгляды Л. как режиссёра и театрального педагога были во многом близки принципам, положенным К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в основу новаторской деятельности Московского Художественного театра.

Соч.: Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950.

Лит.: Зограф Н. Г., Александр Павлович Ленский, М., 1955.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.