? Чеканка и резьба по металлу составляют одну из отраслей искусства, издавна достигшую в Японии высокой степени совершенства. Данные о древнейшем Я. оружия не старее ХI-го стол. В ХII-м в., в Камакуре была основана родом Миотшин мастерская, существовавшая до XVIII столетия; из нее вышли самые знаменитые художники-мастера железных доспехов. Произведения первых Миотшин тщательно сберегаются в Японии у императора и у знатнейших фамилий. В Мадриде находятся два роскошные тяжелые доспеха, бывшие в употреблении до XVI в. Железный нагрудник, маска, наручи, рукавицы и поножи замечательно искусно воспроизводят формы тела. Бляхи, из которых сделан нашейник (hausse-col), наплечники и набедренники украшены изображениями цветов (хризантем), которые образуют императорский герб. Классическая форма вооружения, с латами из кованого железа, с четырехугольными наплечниками, с поножами и набедренниками, существовала уже с XI ст., но усовершенствованное вооружение, из тонкого лакированного железа (см. табл. Доспехи, фиг. 11), появляется не ранее конца XVI стол. Доспехи иногда украшались гравировкой и золотыми и серебряными насечками. Наплечники из блях, настланных подобно черепице, совсем не стесняли движений руки. Такие же пластинки, соединенные шелковыми шнурами, покрывали бедра. С XII стол. большинство касок снабжено широким подвижным назатыльником такого же типа. Ноги и руки покрывались частью плотными доспехами, которые иногда украшались чеканкой, частью же кольчугой; в общем получался гибкий и прочный доспех, против которого японский клинок оказывался бессильнее, чем против массивных европейских лат. Японские каски отличаются своими причудливыми формами. Иногда они составлены из листьев растений, напр., мальвы, великолепной чеканной работы, иногда снабжены гребнями, которые, как языки пламени, поднимаются по тулье каски (фиг. 1).
Фиг. 1. Японский шлем.
Ручное оружие состояло из копья, пики, топора, лука, стрел и сабли; закалка клинка во все времена не имела себе подобной. Японская сабля ? страшное оружие; клинок средней величины мог одним ударом снять голову противника. За некоторые клинки платились баснословно крупные суммы, что объясняется долгими месяцами тяжелой работы, необходимой для того, чтобы довести до совершенства ковку и закалку. Высоко ценится волнистая закалка, представляющая широкие, правильные извивы; еще лучшей считается прямая, несколько матового оттенка. Почти все более или менее ценные клинки помечены подписью мастера; на некоторых даже выставлено число. Иногда клинки украшены гравировкой, исполненной резцом. Древняя боевая сабля имела прямой, копьевидный клинок, с двумя лезвиями. Во время феодальных войн были в большом употреблении сабли для двух рук; по мере смягчения нравов белое оружие делается все легче и меньше. Самые драгоценные сабли сохраняются в храмах. Монтировка японской сабли, катаны (фиг. 2), за малыми изменениями состоит из металлической головки рукоятки; прямой рукоятки, в которую вставляется стержень клинка и которая обыкновенно делается из дерева, обтянутого шагренем и обмотанной шелковым шнурком (рукоятка часто украшается накладками, вырезанными из металла и называющимися менуки ) .
Фиг. 2. Катана.
Гарда ? в форме более или менее выступающего круглого щитка и ножен, большей частью из лакированного дерева. Гарды украшались изображением растений и животных посредством инкрустации из золота, серебра, редко слоновой кости. Сабли иногда сопровождались одним или двумя маленькими ножами ? коцуками, которые по совершенству закалки часто не уступали большим клинкам. Кинжалы отличались от сабель только отсутствием гарды. См. П. ф.-Винклер, "Оружие" (СПб., 1894).