Значение ЭКСЕРСКИЕ КАМНИ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ЭКСЕРСКИЕ КАМНИ*

(а также Эгстерские, Эгистерские или Эггерские камни) ? группа скал близ Горна, в княжестве Липпе, в Вестфалии, чрезвычайно любопытная в художественно-историческом отношении. Она состоит из тянущегося с сев.-запада на юго-вост. на протяжении почти километра ряда колоссальных столбов и глыб песчаника, кое-где повалившихся и представляющих огромные, почти отвесные стены. Внизу самой высокой и широкой из этих скал вырублена пещерная часовня, освященная, как видно по упавшей при ней надписи, в 1115 г. Снаружи, у входа в эту часовню, высечены на скале, по всей вероятности, около того же времени, с одной стороны фигура ап. Петра, а с другой ? рельеф вышиной приблизительно в 5, шириной же приблизительно в 4 метра, изображающий в верхней своей части "Снятие со креста" ? одно из замечательнейших произведений византийско-романского искусства (см. прил. фиг.).

Рельеф на Эксерском камне около Горна в Липпе Детмольде (1115).

Несмотря на то, что камень сильно выветрился и некоторые места рельефа отбиты или отвалились, он доныне поражает грандиозностью композиции и дает прекрасное понятие о большом шаге вперед, сделанном скульптурой в начале XII стол. сравнительно с предшествовавшим временем. Фигуры в нем уже не так коротки, как прежде, а Спаситель представлен даже чересчур длинным. Две бородатые фигуры (Никодим и Иосиф Аримафейский) снимают со креста бездыханное тело Христа; Богородица поддерживает голову своего Сына, и в ее позе выказывается попытка на экспрессию (лик Богородицы совершенно стерся). По другую сторону от креста стоит удрученный горем ап. Иоанн. Вверху изображен склонившийся над телом Христа Бог-Отец; Он благословляет Его десницею, а в шуйце держит Его дух, улетевший из тела, и победную хоругвь. Справа и слева от Бога-Отца ? обычные в эпоху, к которой относится этот памятник искусства, олицетворения плачущих луны и солнца. Остаток византийского влияния проглядывает здесь только в правильности расположения и в мелочности выделки складок на драпировках, все же остальное имеет чисто романский характер: скульптор исполнил свою задачу хотя и с младенческой неумелостью, но, видимо, с искренним одушевлением, свободой и смыслом. Нижнюю часть рельефа составляло аллегорическое изображение Страшного Суда, но оно до такой степени пострадало, что распознать его композицию совершенно невозможно. Как Экстерская часовня, так и рельефы при ней, вероятно, суть произведения монахов находившегося вблизи от нее Аддингофского монастыря. ? Ср. Klostermeier, "Der Eggerstein" (Лемго, 1824); Massmann, "Der Eggerstein in Westfalen" (Веймар, 1846) и Dewitz, "Die Extersteine" (Детмольд, 18 8 2, с 15 табл.).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.