Гранильное мастерство имеет несколько отраслей: собственно гранильщик(иеlapidaire, the lapidary, d. Steinschleifer) обрабатывает драгоценныеи полудрагоц. камни и их подделки помощью шлифования. Гранильщики,занимающиеся резьбою камей и печатей на камнях и на стекле, а такжеукрашением стеклянной посуды гранями и резьбою, называются "граверами"или "резчиками" "по камню" или "по стеклу", а обрабатывающие мрамор идругие камни помощью обтески, за которой следует шлифовка и полировка,носят название "мраморщиков" и "скульпторов". Шлифовать орудия из кремня и других твердых камней умел ужедоисторический человек. Судя по приемам этой работы у современных намдиких народов, можно предполагать, что камни шлифовались тогда простотрением о поверхность песчаника с острыми, не слишком прочно связаннымизернами, какой и теперь употребляется для точил. Благодаря слабой связимежду частицами, поверхность такого камня постоянно возобновляется вовремя работы; зерна, притупившиеся с одной стороны, скоро отделяются и,катаясь между камнем и шлифуемым предметом, только способствуют работе.Отверстия в каменных орудиях протирались оконечностью деревяннойпалочки, смоченной водою с острым песком. Палочку нажимали и вращаливзад вперед просто рукою или же помощью шнурка и смычка, как придобывали огня трением. Зерна песку вдавливаясь в дерево палочки и,принимая участие в ее вращении, не очень сильно ее стирают; поэтомукамень поддается, хотя и очень медленно: надо целые годы работы, чтобыпросверлить таким приемом один твердый камень. И в наше времягранильщики пользуются подобными же средствами, только техника дела такусовершенствовалась, что работа идет скорее и правильнее. Главнымсредством для шлифовки служит толченый"наждак", обладающий твердостьюкорунда (9 по шкале твердости) а главным инструментом - "гранильныйстанок". Это прочный стол, под доскою которого вращается горизонтальноемаховое колесо помощью ручки, насажанной на верхний конец еговертикальной оси, выдающейся над поверхностью стола. Посредством ремня ишкива вращение передается "шлифовальному колесу", насажанному посрединевертикального "веретена", укрепленного на другом конце стола, так чтоколесо приходится немного выше его поверхности. Колесо делаетсяобыкновенно из свинца и намазывается наждаком с водою, камень держатпрямо рукою или наклеивают его сургучом на палочку, "китшток". Нажимаюткамень слегка, чтобы зерна наждака могли кататься между его поверхностьюи колесом, отчего шлифуемая поверхность становится матовой. Если же Г.прижмет камень покрепче, катающиеся зерна из под него скоро всевыдавятся и снятый с колеса камень покажет почти полированную блестящуюповерхность, потому что на нее действовали только плотно засевшие всвинец частицы наждака, производящие неглубокие, параллельные черты, ане рябинки. Для окончательной полировки употребляют обыкновеннооловянное колесо с трепелом, крокусом или оловянною окисью, смотря породу камня. Этими порошками предварительно "натравляют" колесо, т. е.плотно притирают их гладким камнем к его "надробленой", снабженноймелкими насечками, поверхности. Мягкие камни, как малахит, селенит и др.полируются "на кукле", т. е. на суконной кромке, свернутой на подобиесамодельной куклы, точнее - так, как продажные свертки тесемок. Такими способами "огранивают" большую часть драгоценных камнейсредней твердости. Непрозрачные и полупрозрачные камни ограниваютсяобыкновенно в виде"тафельштейна": на плоском камне вышлифовывается одна,возможно большая фацетка, "тафель", а вокруг ее один или два ряда"граней", наклонных фацеток в виде трапеций. нижняя сторона оставляетсяплоскою, а вокруг ее вышлифовывается узкий, непрерывный поясок,"рундист", за который камень закрепляется в оправе. Прозрачные камниполучают тем лучший блеск, чем они толще: обыкновенно на их лицевойстороне делают "тафель" параллельно "рундисту", а по другую его сторонуоставляют вдвое большую толщину камня, отделывая ее гранями или округло,"кабошоном", в форме капли застывшего сала. Иногда и лицевую сторонуотшлифовывают, как кабошон. Самая сложная форма огранки "алмазная"или"брильянт", грань с трапецеидальными фацетками называется"лесенкой",с трех угольными: "россыпью" и"розою", когда нижняя сторона плоская. Дляогранки камень наклеивается сургучом на палочку, "китшток", которуюдержат сначала перпендикулярно к колесу, чтобы образовать"тафель", затемотшлифовывают вокруг ее непрерывные пояски (конические поверхности), изкоторых уже выделывают грани, от руки или вставляя "китшток" вособый"квадрант" или "куку", чтобы держать его всегда под постояннымнаклоном к плоскости колеса во все время шлифовки и полировки каждойграни. Самые твердые камни, - рубины, сапфиры и другие виды корунда, -гранят алмазным порошком на колесе из железа, с оливковым маслом иликеросином. Алмазного порошка тратится очень мало: он так сильновъедается в железо, когда колесо "натравляют", что его достает на целыечасы работы. Край тонкого железного кружка, натравленный алмазом ибыстро вращающийся на подобие круговой пилы, употребляется дляразрезания всех твердых камней; для более мягких и дешевых алмазныйпорошок заменяют наждаком, а железный кружок - медным. Для сверления бусупотребляется быстро вращающийся цилиндр из железа с алмазным порошкомили медный с наждаком. Иногда пользуются сверлом из алмазного осколка,зажатого в конце медной трубочки. Алмазы гранят тоже алмазным порошкомна колесах из мягкой стали, но в этом случае стирание камня идет такмедленно, что поверхность выходит сразу полированная. Обрабатываемыйкамень прикрепляется оловянным припоем на латунный китшток, которыйвставляется в квадрант и сильно нагружается; колеса такой "алмазноймельницы" приводятся во вращением двигателя день и ночь, чтобы ускоритьчрезвычайно медленный процесс, продолжающийся целые месяцы и годы.Работой этой занимаются в Амстердаме, Париже и немного в Лондоне. Поданным К. Э. Клуге ("Edelsteinkunde", 1860), в Амстердаме гранениеалмазов дает заработки приблизительно 10000 евреям. На 5 гранильнях -640 мельниц поглощают работу паровых машин в 141 силу и занимают 1145рабочих. При обработке более дешевых и больших предметов из разных видовкварца, яшмы, агата, сердолика, порфира и т. п. материалов употребляютжелезные и свинцовые колеса побольше, вращающиеся около горизонтальноговеретена помощью махового колеса и ремня, приводимых в движение рабочим,"вертелом" - как их называют на Урале. Колеса погружаются своею нижнеючастью в корыто с наждаком и водою, который частью разбрызгиваетсякругом, высыхая, обращается в пыли. и делает работу не тольконеопрятной, но и вредной для легких. В Германии в кн. Биркенфельд наВерхнем Рейне, около городов Оберштейн и Идар, существует до 180мельниц, на которых гранят кварц и агат на больших жерновах из плотногопесчаника, быстро вращающихся около горизонтальной оси помощью водяныхКолес. Рабочий, лежа на животе на низкой скамеечке и упираясь ногами,сильно прижимает свою работу руками к цилиндрической поверхностижернова, подвергаясь при этом смертельной опасности от осколков жернова,который нередко разлетается на куски под влиянием центробежной силы. Вовремя шлифования на жернове, кварцевые породы сильно фосфоресцируюткрасноватым светом и даже сыплют искрами. В России Г. мастерствомзанимаются кустари на Урале. По сведениям, собранным екатеринбургскимстатистическим комитетом в книге П. Н. Зверева: "Гранильный промысел наУрале" (1887 г.), в Екатеринбурге гранят драгоценные камни, приготовляюти режут печати, делают пресс-папье, украшенные плодами листьями изразноцветных камней, рельефные картины и горки, украшенные кристаллами,а также вещи, оклеенные малахитом. Всего там было 129 рабочих,производивших в год на 21000 р. В Березовском, Нижнеисетском иВерхнеисетском заводах почти исключительно гранят и "проходят", т. е.просверливают бусы. Здесь 217 человек производят на 11500 руб. в год. НаМраморском заводе делают вещи из местного мрамора, серпентина иселенита; работают 164 человека и производят на 27000 р. в год. Изделияиз мрамора и шокшинского порфира изготовляют также кустари вПетрозаводске. Литература Г. мастерства: С. Holtzapfel, "Turning and mechanicalmanipulations" (т. III, 1850). Этот же том дословно перепечатан вАмерике под загл.: О. Byrne, "Hand Book for the Artisan Mechanic andEngineer"; Th. Chriten, "L'art du Lapidaire" (1868). Приведенные вышекниги Kluge и Зерева содержат только поверхностные технически указания. В. Лермантов.
Значение слова ГРАНИЛЬНОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГРАНИЛЬНОЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012