Значение слова ЭКЗЕГЕТЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ЭКЗЕГЕТЫ

(???????? ? истолкователь). ? В древние времена предметом толкования были загадочные изречения оракулов, традиции, смысл которых становился неясным для последующих поколений, а также законодательные нормы, которые в силу неприспособленности языка, стремления к лаконизму стиля, а иногда, может быть, и преднамеренной неопределенности требовали особых комментариев для осуществления в жизни. Так как подобное комментирование давало комментатору возможность оказывать субъективные ? личные или классовые ? влияния на толкование, то с самого раннего периода греческой истории господствующий класс ? т. е. аристократия ? стремился захватить в свои руки право на истолкование. В руках партии оно было довольно сильным орудием. Известно, напр., как воспользовался им Фемистокл, который при помощи удачного объяснения загадочного ответа Дельфийского оракула (спасение Афин ? деревянные стены) убедил сограждан создать флот. IIервоначально Э., истолкователь оракулов, хотя и был официальным лицом в Афинах, но, кажется, не носил официально этого имени. Во времена империи должность Э. ? уже официальная ? принадлежала наиболее знатным семьям. Один из них избирался из рода Эвмолпидов, другой ? вообще из эвпатридов. Кроме непосредственно вытекающих из самого термина функций, на Э. возлагались еще и другие сакральные обряды, напр. обряд очищения убийц. В Спарте был Э. для истолкования законов Ликурга (???????? ??? ???????????); аналогичная должность существовали в Сиракузах (???????? ??? ???????????). Сверх того, название Э. носили обыкновенные проводники, показывавшие достопримечательности данного города за деньги. Некоторые из них издавали путеводители, иногда даже в стихах. Таковы были сочинения Ликия об Аргосе, Аристарха об Олимпии и др. В некоторых городах такие Э.-проводники были авторизированы городскими властями. Их рассказы занимали довольно видное место в ряду источников древних географов. Они сами сознавали, как мало удовлетворительны и достоверны сообщаемые ими сведения, иной раз приноровленные к запросам туристов (Павзаний); тем не менее ими пользовались в значительной мере. В Александрии звание Э. было связано с функциями, совершенно несходными с вышеуказанными: там этот титул носил медицинский инспектор, хранитель одного из отделений музея (???????? ? ??? ??? ??????). Cp. Petersen, "Ursprung und Auslegune des heiligen Rechts bei den Griechen" ("Philologus", Supplement, т. I, 1859).

З. C?cкий.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.