? две каменные плиты, на которых выбито было десятословие, или десять заповедей (см. Заповеди). В связи с ними в Библии впервые упоминается о письменности; отсюда старые экзегеты выводили предположение, что тут Бог впервые открыл людям искусство письма. Предположение это не имеет никакого основания; теперь дознано, что письменность в то время была уже в цветущем состоянии в Египте, Ассиро-Вавилонии и др. странах тогдашнего цивилиз. мира. ? Первые скрижали, принесенные Моисеем с Синая, были разбиты им в приступе гнева на увлечение народа культом золотого тельца (Исх., XXXII, 19); пришлось изготовить новые, которые потом хранились как величайшая святыня во "святом святых" сначала скинии, а затем храма иерусалимского, в ковчеге завета. По разрушении храма Навуходоносором С. исчезли, и о судьбе их сохранялись лишь смутные предания.
А. Л.
В христианских руководствах С. представляется в виде двух лещадок (плиток), по размерам соответствующих кивоту завета. По еврейским преданиям, каждая С. имела вид куба величиною во всех измерениях в один 6-ладонный локоть. Сквозь куб проходил пустой цилиндр, по стенкам которого и снаружи кубов, по их сторонам, был виден вырезанный насквозь текст десятословия, в северной С. ? ассирийским, т. е. квадратным письмом, а в южной ? древнееврейским, в той и другой С. в двух видах: по чтениям в Исходе и во Второзаконии, со знаками нижней и верхней акцентуации. Изнутри С. текст читался по направлению справа налево, а снаружи ? слева направо. Ср. З. Г. Де-Глин, "Микдаш Агарон" (2 изд. СПб., 1894, на древнееврейском языке).