(1831?1897) ? живописец театральных декораций; получил художественное образование в Строгановском училище технического рисования в Москве и, определившись в 1849 г. на службу при местных театрах, специально изучал декорационную живопись под руководством Шеньяка. Вскоре он выдвинулся своим талантом из ряда товарищей и начал работать в качестве самостоятельного декоратора. Успев приготовить в Москве несколько хороших учеников, он был в 1857 г. переведен в СПб., где долго считался помощником А. Роллера, несмотря на то что уже с самого переселения своего из Москвы сочинял и писал декорации вполне самостоятельно. Первые произведения Ш., обратившие на него общее внимание, были декорации к драме графа А. Толстого "Смерть Иоанна Грозного" при постановке ее на Александринской сцене в 1866 г. Они поразили публику своей живописностью и свидетельствовали о том, что художник превосходно знает законы перспективы, обладает силой красок, умеет извлекать из них ласкающие взор эффекты и ? что всего важнее ? основательно изучил древнюю русскую архитектуру и вообще отечественную старину, которой остается верен во всех подробностях своих композиций. После того чуть ли не каждая новая пьеса, шедшая на русской драматической, оперной и балетной сценах Императорских петербургских театров, обставлялась декорациями Ш. Им были написаны декорации или ко всем актам, или к некоторым сценам опер: "Руслан и Людмила", "Жизнь за Царя", "Рогнеда", "Русалка", "Нижегородцы", "Псковитянка", " Снегурочка", "Фауст", "Лоэнгрин", "Юдифь", "Царица Савская" и др.; к драмам ? "Борис Годунов" Пушкина (рисунки декораций к этой пьесе изданы в виде альбома собственноручных литографий Ш.), "Гроза", "Василиса Мелентьева", "Матери-соперницы", "Посадники", "Злоба дня"; к комедии "Фрол Скабеев"; к балетам ? "Млада", "Конек-Горбунок", "Баядерка", "Дочь снегов", "Зарайя", "Пигмалион", "Талисман" и проч., и проч. Деятельность Ш., за которую он получил в 1869 г. от академии художеств звание академика, не ограничивалась его собственными трудами: в своей мастерской он руководил работами молодых, еще неопытных декораторов, и в 1876г. предложил академии безвозмездно преподавать декорационную живопись ученикам этого учреждения. Преподавание пошло так успешно, что, два года спустя, академия открыла у себя особый декорационный класс, вверив его управлению Ш. К сожалению, класс этот, доставивший русским театрам нескольких искусных декораторов, был упразднен в 1892 г., при вступлении в силу ныне действующего нового устава академии. В 1885 г., по случаю исполнившегося 85-летия службы Ш. искусству, академия возвела его в звание профессора.
Значение ШИШКОВ, МАТВЕЙ АНДРЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ШИШКОВ, МАТВЕЙ АНДРЕЕВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012