Значение ШАРЛЕМАН, АДОЛЬФ ИОСИФОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ШАРЛЕМАН, АДОЛЬФ ИОСИФОВИЧ

(1826-1901) ? батальный, исторический и жанровый живописец; внук скульптора-декоратора Ж.-Б. Боде-Ш., переселившегося в С.-Петербург при императрице Екатерине II из Руана, и сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств; получил общее образование в училище при с.-петербургской лютеранской церкви св. Петра и из него в 1848 г. поступил в академию, в которой занимался сперва исторической живописью, под руководством Ф. А. Бруни, а потом батальной в классе Б. П. Виллевальде. В бытность свою учеником академии получил в 1852 г. малую серебряную медаль за эскиз "Кавалергарды в Красном Селе", в 1853 г. большую такую же медаль за картину "Эпизод из битвы под Аустерлицем", в 1854 г. малую золотую медаль за исполнение конкурсной программы: "Эпизод из венгерской кампании 1848 г." и, наконец, в 1855 г. большую золотую медаль за написанную также по программе картину "Суворов на С.-Готарде" (находится в Гатчинском дворце). Приобретя вместе с последней из этих наград право на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии, он в том же году отправился в Мюнхен, где пользовался советами А. Е. Коцебу и написал картины: "Торжественный прием Суворова в Милане" и "Последний ночлег Суворова в Швейцарии" (обе находятся также в Гатчинском дворце). Второе из этих произведений доставило Ш. в 1859 г. звание академика. Затем он сделал поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль Помпадур по его версальским образцам, посетил Штутгарт и некоторые другие города Германии и возвратился в С.-Петербург в 1861 г. Здесь первыми его работами были надпрестольные и другие образа для католических церквей при пажеском корпусе и кладбищенской на Выборгской стороне; затем им написаны плафоны и стенные панно для домов князя Мещерского в Москве и А. Полежаева в С.-Петербурге. В 1867 г. появилась наиболее замечательная из картин Ш.: "Екатерина II в мастерской Фальконета", доставившая художнику звание профессора и приобретенная императрицей Марией Александровной. С этого времени известность его упрочилась и быстро возрастала. Из-под его кисти, карандаша и пера выходило множество картин, акварелей и рисунков, замечательных бойкостью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем двадцати лет были нарасхват приобретаемы издателями иллюстрированных журналов для воспроизведения их тем или другим графическим способом. С 1871 г. Ш. служил художником при экспедиции заготовления государственных бумаг; в этом же году был приглашен быть консультантом в рисовальные мастерские ныне упраздненного главного интендантского управления при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и проч. для альбомов императора Александра II, а в 1873 г. получил титул художника Его Императорского Величества. Из картин Ш., писанных масляными красками, кроме означенных выше, достойны быть упомянутыми: "Петр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией" (написанная еще за границей) и "Петр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Цыклера" (1884).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.