Значение КОЛОКОЛОВ ГЕОРГИЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо

КОЛОКОЛОВ ГЕОРГИЙ ИОСИФОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Колоколов Георгий Иосифович ( 1876 - 1937 ), протоиерей , священномученик .

Память 26 ноября , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников .

Родился 22 октября 1876 года в городе Москве в семье диакона.

Окончил в 1898 году Московскую Духовную семинарию .

В 1899 году он был рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви села Спасское-Тушино Московского уезда.

В 1904 году был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Аксиньино Звенигородского уезда и назначен законоучителем Аксиньинского народного училища и уездной церковноприходской школы, в этой должности он состоял до 1918 года.

С 1908 года он нёс послушание учителя Закона Божия Липкинского училища, находившегося в том же уезде.

С 1909 по 1918 год отец Георгий состоял членом Совета Звенигородско-Саввинского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства.

В 1909 году за ревностное и усердное служение был награждён набедренником , в 1914 - скуфьей , в 1921 - камилавкой , в 1924 наперсным крестом, в 1927 году возведён в сан протоиерея, а в 1930 году награждён палицей.

В 1931 году власти репрессировали его как представителя духовенства. 10 декабря 1931 года тройка при ПП ОГПУ по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его к пяти годам заключения. Год он пробыл на каторжных работах на строительстве Беломорско-Балтийского канала , а с марта 1932 года по июнь 1933 года работал счетоводом в одном из отделений Соловецких исправительно-трудовых лагерей на лагерном пункте Сеннуха.

По возвращении протоиерея Георгия в сентябре 1933 года из заключения епископ Орехово-Зуевский , викарий Московской епархии, Иоанн (Широков) назначил его настоятелем храма великомученицы Параскевы в селе Туголес .

В 1934 году был награждён наперсным крестом с украшениями, а в 1935 году — митрой.

Во время гонения на Русскую Православную Церковь в 1937 году зачастую арестовывался сразу весь причт храма — все священники, псаломщики и певчие, и в особенности если они были монахинями или послушницами.

21 ноября 1937 года сотрудник НКВД допросил секретаря сельсовета в селе Туголес Шатурского района Московской области Василия Языкова, который после беседы с ним подписал показания, свидетельствующие об антисоветской деятельности священников, служивших в храме великомученицы Параскевы в этом селе:

«Мне известно, что в деревне Туголес существует контрреволюционная группа церковников, в которую входят попы Назарий Грибков ... Георгий Иосифович Колоколов... дьячок Царапкин, звать не помню, все они тесно связаны между собой, часто собираются у попа Назария Грибкова, среди населения ведут открытую контрреволюционную деятельность, направленную к подрыву мощи нашей страны... всю свою контрреволюционную деятельность указанная группа направляет на подрыв колхозного строительства и всех проводимых мероприятий советской властью в деревне. В уборочную кампанию умышленно затягивали службу по целым дням, тем самым тормозили ход уборочной кампании. Кроме того, открыто среди населения ведут антисоветскую агитацию, как-то: Назарий Грибков и Георгий Колоколов среди колхозников распускают разную клевету о лагерях, говорят, что советская власть, заключая людей в лагеря, не исправляет людей, а издевается над людьми; заставляют работать непосильную работу, кормят безобразно плохо, в лагерях люди мрут, никто на это не обращает внимания, условия жизни создают невыносимые, большая часть людей, осуждённых и отбывающих наказание в лагерях, не выносит создаваемых условий и остаётся там... Дьячок Царапкин в октябре месяце колхозникам говорил: "Большевики в конституцию вписали пункт, что у нас в Советском Союзе каждый может выбирать и каждый может быть избранным. Это все ерунда, никогда этого не допустят, вы сами теперь видите, что людей начинают забирать, значит, выбирать будут не все"».

В тот же день был допрошен один из колхозников, Иван Крылов. Сотрудники НКВД вызвали его к себе, угостили водкой, дали денег на выпивку, и он подписал все, что те требовали от него: показания, аналогичные показаниям председателя сельсовета.

27 ноября сотрудники НКВД арестовали протоиерея Георгия Колоколова и псаломщика Петра Царапкина , а на следующий день — протоиерея Назария Грибкова .

Все они были заключены в Таганскую тюрьму [1] в Москве. — Скажите, какие среди вас, Грибкова Назария Степановича и Царапкина Петра Сергеевича, существуют взаимоотношения? - спросил следователь. — Среди меня, Грибкова и Царапкина взаимоотношения самые дружеские, все мы служим в одной церкви, я священником, Грибков вторым священником, а Царапкин псаломщиком, бываем друг у друга очень часто и ведем всевозможные деловые разговоры. — Следствие располагает данными о том, что вы среди населения вели антисоветскую контрреволюционную агитацию против существующего строя. Признаете это? — Я лично антисоветской контрреволюционной агитации среди населения не вёл. — Вы говорите неправду, следствие требует от вас дачи правдивых показаний. Вы вели антисоветские разговоры о непосильной жизни в лагерях и издевательстве над народом. Подтверждаете это? — Я действительно среди населения говорил, что в лагерях жизнь мучительная, трудная и издеваются над народом, это я признаю.

5 декабря 1937 года Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила протоиерея Георгия и протоиерея Назария к расстрелу, а псаломщика Петра Царапкина — к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался.

9 декабря 1937 года протоиерей Георгий Колоколов был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Впоследствии, в 1958 году, Василий Языков был передопрошен и дал следующие показания. — Знаете ли вы Колоколова Георгия Иосифовича, Грибкова Назария Степановича и Царапкина Петра Сергеевича? — спросил старший следователь следственного отдела КГБ. — Колоколова и Грибкова я помню как священников церкви села Туголес. Они здесь в Туголесе служили при церкви примерно в 1936–1937 годах. Царапкина я не помню. — Известно ли вам о какой-либо организационной деятельности этих лиц? — Никакой организационной деятельности они не вели, просто являлись священниками одной церкви. — Выступали ли они против колхозной работы, были ли службы в церкви умышленно назначены в период уборочной кампании, с целью сорвать работу в колхозе? — Таких случаев не было. — Был ли судим Колоколов или Грибков за антисоветские преступления до работы священниками в вашем селе? — Об этих фактах мне ничего не известно. — Вас допрашивали по делу Колоколова, Грибкова и Царапкина, и какие вы в то время давали показания? — Я хорошо помню, что меня не допрашивали и я никаких показаний не давал. — Вам предъявляется протокол допроса Языкова Василия Васильевича от 21 ноября 1937 года. Что вы можете пояснить по существу изложенных показаний? — Ознакомившись с предъявленным протоколом, подпись свою я подтверждаю, но в отношении записанных в нем показаний не могу дать подтверждения, так как таких показаний не давал и мне ничего не известно о разговорах Колоколова и Грибкова, касающихся режима в трудовых лагерях. Тем более о разговорах Царапкина, которого, как я ранее показал, совершенно не знаю. Наличие моей подписи в протоколе за давностью лет не могу объяснить. В то время я работал председателем сельсовета в селе Туголес, и когда работники НКВД предлагали что-либо подписать, то я подписывал бумаги, не вникая глубоко в их содержание; возможно, и подписи в предъявленном мне протоколе объясняются этим. Я в то время полностью доверял сотрудникам НКВД...

В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви .

Использованные материалы

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html?/ans - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

http://www.fond.ru/book/book6/6-78.htm

http://www.odinblag.ru/publ/6-1-0-22

[1] по fond.ru - в Бутырскую тюрьму

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.