Значение ЛЕОНТИЙ (ТУРКЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ЛЕОНТИЙ (ТУРКЕВИЧ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Леонтий (Туркевич) ( 1876 - 1965 ), архиепископ Нью-Йоркский , митрополит всея Америки и Канады, предстоятель Русско-Православной Греко-Кафолической Североамериканской митрополии .

В миру Туркевич Леонид Иеронимович, родился 8 августа 1876 года в городе Кременец Волынской губернии и был крещён в Кременецком Николаевском соборе . Родителями его были соборный протоиерей Иероним Иосифович Туркевич , долгое время служивший помощником инспектора Волынской духовной семинарии , и Анна Антоновна Иваницкая, дочь священника, скончавшаяся в 1879 году. Все три сына четы – Венедикт , Леонид и Вениамин , – воспитывались под строгим надзором отца и получили высшее духовное образование. Они последовали отцу на духовном поприще, став седьмым поколением священников в роду Туркевичей.

В 1885 - 1889 годах Леонид учился в Кременецком духовном училище , в 1889 - 1895 годах – в Волынской духовной семинарии, а в 1896 - 1900 годах – в Киевской духовной академии , которую окончил со степенью кандидата богословия за особое исследование на тему Книга пророка Аввакума. Введение и экзегесис . Исполняющим должность ректора академии в то время состоял архимандрит Платон (Рождественский) , будущий митрополит Американский, в подчинении которого Леониду предстояло служить многие годы.

Так как Леонид Иеронимович состоял в академии на казённом содержании, по законам того времени он был затем должен прослужить шесть лет в духовно-учебном ведомстве. 5 октября 1900 года он был назначен помощником инспектора Екатеринославского духовного училища , а 4 июля 1902 года – преподавателем Обоянского духовного училища , где также выполнял обязанности смотрителя.

В 1905 году он был утверждён в чине титулярного советника и женился на Анне Олимпиевне Червинской , дочери священника. В том же году 26 сентября архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) он был рукоположен в сан диакона , а два дня спустя, 28 сентября, в Почаевском монастыре – в сан священника . Отец Леонид был назначен вторым священником Кременецкого Никольского собора, но ему лишь недолго пришлось оставаться там. До 1906 года отец Леонид также был законоучителем Кременецкого городского училища и преподавал в Виталиевском женском училище, но 7 августа 1906 года, по настоянию архиепископа Алеутского святителя Тихона (Белавина) Святейшим Синодом он был назначен исполняющим обязанности ректора только-что созданной Северо-Американской духовной семинарии находившейся в Миннеаполисе (штат Миннесота). Он и ранее думал о миссонерстве в новооткрытой Урмийской миссии в Персии , но, будучи направлен в Америку , до конца своей земной жизни отдался делу проповеди Православия в этой земле.

Священник в Америке

Отец Леонид прибыл на Американский континент 27 октября 1906 года, привезя с собой десять антиминсов для местных церквей. Заняв должность семинарского ректора [1] , он полностью отдавался своему служению, вникая во все стороных семинарской жизни, и сумел заложить основы православного пастырского образования в Америке, на протяжении последующих десятилетий уделяя особое внимание семинариям. 29 июня 1909 года отец Леонид был возведён в сан протоиерея и с раннего времени вошёл в состав епархиальной констистории . Во время своего пребывания в Миннеаполисе отец Леонид также служил настоятелем здешнего Покровского храма , управляя одним из самых больших православных приходов в Америке. С переездом семинарии в 1912 году в Тенафлай (штат Нью-Джерси), отец Леонид совмещал ректорство с заведыванием Троицкой церковью в Йонкерсе (штат Нью-Йорк) и Петропавловской церковью в Пассейке (штат Нью-Джерси) [2] .

В 1914 году отец Леонтий являлся издателем газеты Свет , а 1 марта 1914 года по распоряжению архиепископа Платона (Рождественского) принял на себя редактроство главного епархиального издания – Американского православного вестника , которое он сохранял с некоторыми перерывами до 1930 года [3] став по сути ведущим голосом епархии. На протяжении многих лет, отец Леонтий также публиковал многочисленные статьи в других православных и инославных изданиях, издавал борошюры с рассказами, научными трудами, беседами, повестями и стихотворениями.

С 1915 года отец Леонид – член епархиального совета. 31 сентября этого года он был назначен кафедральным протоиереем Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке , оставаясь на этом посту до июня 1933 года. Сделавшись таким образом одним из активнейших клириков Американской епархии, главным советником правящих архиереев, отец Леонид в 1917 - 1918 годах вместе с отцом Александром Кукулевским представлял её на Всероссийском Поместном Соборе .

Возвращаться в США отцу Леониду пришлось через Сибирь , погружённую в революционный хаос, и через Японию . Будучи свидетелем русской смуты и сторонником развития американского Православия, он стал одним из организаторов Детройтского (IV Всеамериканского) Собора 1924 года, принявшего решение о временной автономии Американской епархии. В эти же смутные годы он решительно выступил против попытки обновленцев утвердиться в Америке. Хотя в 1926 году отец Леонтий претерпел изгнание из Никольского собора по решению американского суда о передаче его обновленцам и проходил служение кафедрального протоиерея в Нью-Йоркском Покровском соборе , его активное противодействие во многом обусловило скорый провал обновленчества в США.

Архипастырь Чикагский

После смерти супруги в 1925 году, пробыв несколько лет вдовым священником, в 1933 году отец Леонид принял монашество с именем Леонтий, и 10 июля этого года был рукоположен митрополитом Платоном, епископом Феофилом (Пашковским) и епископом Алексием во епископа Чикагского [4] . Его стараниями в 1938 году были основаны две духовные семинарии ставшие главными центрами православного образования в Америке – Свято-Владимирская в Нью-Йорке и Свято-Тихоновская в Южном Ханаане (штат Пенсильвания). В обоих из них владыка впоследствии послужил ректором. Благодаря его заботе о духовном образовании были приглашены в США такие видные богословы как проф. протопресвитер А. Д. Шмеман , проф. С. С. Верховской , проф. А. А. Боголепов , проф. протопресвитер И. Ф. Мейендорф и другие.

В 1944 году владыка Леонтий возглавлял юбилейный комитет отмечавший 150-летие Православия в Америке, а в ноябре 1945 года был возведён в сан архиепископа . Военные годы принесли большие перемены для православных в Америке, вызвали новые настроения. В это смунтое время владыка Леонтий снова в центре жизни митрополии – в 1946 году он стал одним из вдохновителей решений Кливлендского (VII Всеамериканского) Собора , обратившегося к Московскому Патриархату с прошением о восстановлении отношений на условиях сохранения широкой автономии, а по сути – автокефалии американской паствы. Так как это прошение не был принято, владыка Леонтий встал против сближения Американской митрополии как с Московским Патриархатом, так и с Синодом Зарубежной Церкви . В ответ, постановлением Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 декабря 1947 года на него было наложено запрещение и он был предан суду собора епископов за «противление к воссоединению с Матерью-Церковью и незаконное анафемствование архиепископа Макария », воссоединившегося с Московской Патриархией.

Предстоятель Митрополии

После смерти митрополита Феофила (Пашковского) архиепископ Леонтий Чикагский и Миннеаполисский занял пост местоблюстителя предстоятеля митрополии, а на Нью-Йоркском (VIII Всеамериканском) Соборе проходившем с 5 по 8 декабря 1950 года владыка Леонтий был почти единогласно избран новым предстоятелем и возведён в сан митрополита всея Америки и Канады . Период его предстоятельства явился временем роста митрополии, её организационного устроения и укоренения на американской земле.

Митрополит Леонтий вступил на предстоятельскую кафедру митрополии, десятилетиями страдавшей от дезорганизации центрального управления, с большим опытом администратора. Уже на первом (I Всеамериканском) соборе епархии в 1907 году, как его председатель, он принял живое участие в упорядочении церковной жизни, а с 1930 года, во время преобразования устройства епархии, возглавлял особую комиссию по составлению положения об управлении митрополичьим округом возглавляемым митрополитом, Архиерейским Собором и Собором Митрополии. Но поставить управление митрополии на твёрдую почву удалось лишь после его взошествия на Нью-Йоркскую кафедру . На трёх Соборах митрополии состоявшихся под водительством владыки Леонтия был утверждён Нормальный Устав митрополии и образована постоянная центральная администрация в форме Архиерейского Синода и Совета Митрополии , организованного по примеру епархиальных советов утверждённых Всероссийским Собором 1917 - 1918 годов с выборными представителями клира и мирян . На Нью-Йоркском (XI Всеамериканском) Соборе 1963 года были также утверждены должности канцлера, секретаря и казначея митрополии.

Владыка Леонтий сохранял свою особую любовь к семинариям, постоянно посылая туда подарки и предложения, а также оставался богословом, выпускником академии. В 1954 году митрополит Леонтий был удостоен степени доктора богословия и до конца своих дней работал над большим трудом о пророке Иезекииле . Много лет он продолжал преподавать пастырское богословие и сожалел что его немощи не позволяли также учить древнееврейскому. Его богословские проповеди всегда отличались живостью, в них выражалась его поэтическая природа, также нашедшая вополощение в около 2 000 поэм содержащихся в его личном архиве [5] .

Верный своему видению будущего Православия в Америке, владыка Леонтий не питал вражды к Русской Зарубежной Церкви, неоднократно посещал и принимал митрополита Анастасия (Грибановского) , а также показал себя открытым к возобновлению переговоров с Московским Патриархатом, приняв в 1963 году митрополита Никодима (Ротова) [6] . Эти переговоры, уже после его кончины, привели к дарованию митрополии Томоса автокефалии от патриарха Московского и всея Руси Алексия I и образованию Православной Церкви в Америке в 1970 году.

Но владыка ушёл из жизни пятью годами раньше, в возрасте 89 лет. Митрополит Леонтий (Туркевич) скончался 14 мая 1965 года в городе Сайосете (Syosset) (штат Нью-Йорк) и был похоронен в Свято-Тихоновском монастыре в Южном Ханаане.

Оценки и почитание

Близко узнавший его протопресвитер Александр Шмеман немало написал о почитаемом владыке. По его словам, митрополит Леонтий был: ...очень земной, очень простой, очень «будничный». Он стоял на своём месте, которого не искал и которое ощущал как ещё один крест, с бесконечным терпением, стоял и своими большими, сухими, горячими руками благословлял всех и вся, не ждя громких успехов, радуясь малым и не очень огорчаясь неудачами... Если (он куда-то) ехал, то обязательно с подарком: каким-нибудь пакетиком, книжкой, а то и просто – чеком. Деньги у него текли, не задерживаясь... [7]

В отношении видения Церкви митрополита Леонтия, Шмеман отмечал, что Он не видел противоречия между его непоколебимой верностью своим русским корням, идеалам и вдохновению Русского Православия и его преданностью великой, постоянной и истинно «универсальной» Православной Церкви в Америке. Последняя для него являлась настоящей целью русской миссии... Само его присутствие, довольно часто молчаливое и казалось-бы «безучастное», имело глубокое умиротворяющее действие на страсти и противостояния бушевавшие вокруг него. Как будто понимая все точки зрения, видя частичную правду каждой из них, он возносился над ними, сохраняя в себе единство и «цельность» Церкви столь часто раздираемые человеческими страстями [8] .

Этого архиерея, не оставившего без внимания ни одну область церковной жизни, деятельного, общительного и высококультурного, по словам множества людей отличали в первую очередь деликатность, смирение и бессеребренничество. Архивист Православной Церкви в Америке, Алексей Либеровский , выражает мнение многих знавших владыку называя его «святым и мудрым старцем» [9] . Житие владыки исследуется канонизационной комиссией Американской Церкви.

Семья

Отец: Иероним Иосифович Туркевич , протоиерей .

Мать: Анна Антоновна Туркевич (урождённая Иваницкая) (+ 1879 ).

Братья:

Венедикт Иеронимович Туркевич (+ 1928 ), брат, протоиерей .

Иларион (Туркевич) (в миру Вениамин Иеронимович Туркевич) (+ 1904 ), монах .

Жена: Анна Олимпиевна Туркевич (урождённая Червинская) (+ 1925 ).

Дети:

Иоанн Леонидович Туркевич ( 1907 - 1998 ), протоиерей , выдающийся химик.

Антон Леонидович Туркевич ( 1916 - 2002 ), выдающийся химик.

Николай Леонидович Туркевич ( 1918 - 2007 ).

Владимир Леонидович Туркевич.

Ирина Леонидовна Туркевич.

Награды

набедренник (27 декабря 1905 ).

скуфия (5 апреля 1906 ).

камилавка (от Святейшего Синода; 29 июня 1909 ).

орден св. Анны 2-й степени (Высочайшим указом; 6 мая 1912 ).

золотой миссионерский крест (из Канцелярии ЕИВ).

ношение двух панагий (от Большого Собора Епископов митрополии; 8 мая 1957 ).

предношение креста за богослужением (от Большого Собора Епископов митрополии; 8 мая 1957 ).

Труды

Книга пророка Аввакума. Введение и экзегесис , кандидатская диссертация, 1900.

«Brief an M Evlogij (Georgievskij)», Церковный Вестник Западно-Европейской Епархии , 1934, № 8, 8-10.

Жизнь и труды высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия , Нью-Иорк, 1969 – содержит богатое собрание проповедей, слов, лекций, статей и стихов владыки.

«Религиозные мотивы в творчестве А. С. Пушкина», Сборник статей иерархов Русской Православной Церкви об А. С. Пушкине , Изд. AARDM, 1986.

Лик Пушкина: Речи, читанные на торжественном заседании Богословского института в Париже , 2-е изд., Париж, YMCA-Press, 1977.

«The Seven Gifts. Address on the occasion of the elevation to the rank of Archpriest of Fr Alexander Schmemann (1953)», St. Vladimir’s Theological Quarterly , vol. 28, No. 1, 1984, 25-31:

http://www.schmemann.org/memoriam/1984.svtq3.leonty.html

«Prayer for the Military», Orthodox Herald , May 2003:

http://www.orthodoxherald.homestead.com/PrayerforMilitary.html

Литература

ЖМП , 1948, № 1, 11; 1954, № 1, 18; 1955, № 3, 74, № 4, 15, 18; 1957, № 3, 26, № 6, 66; 1960, № 2, 32, № 11, 17, № 12, 68.

Русск. Прав. Церк. , 155.

Наша страна , Буэнос-Айрес, 1965, № 799 (18.05).

Новое русское слово , Нью-Йорк, 1933, № 7419 (20.05).

Посев , Франкфурт-на-Майне, 1965, № 22 (993).

Россия , Нью-Йорк, 1950, 11.07.

Русская мысль , Париж, 1965, № 2312 (25.05), 2332 (10.07), 1970, № 2780 (5.03).

Часовой , Париж, 1970, № 2780 (5.03).

Tarasar, C. J., gen. ed., Orthodox America 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America , Syosett, New York, The Orthodox Church in America, 1975, 109, 230-233, 262-263.

http://www.schmemann.org/byhim/leonty.html - Schmemann, Alexander, Fr., «Metropolitan Leonty», 232-233.

IKZ , 41 (1951) 202, 55 (1965) 135.

Жизнь и труды высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия , Нью-Иорк, 1969, passim.

http://www.jacwell.org/Spring_Summer%2099/3met.htm - Шмеман, Александр, о., «Три Митрополита», 227-234 (англ. пер. Смиренский, Альвиан, о.)

Seide, G., Geschichte der ROK im Ausland , 53, 58, 69, 95, 108, 199, 203, 349f., 415.

Pospielovsky, Dimirty, The Russian Church under the Soviet Regime , vol. II, Crestwood, N. Y., St. Vladimir’s Seminary Press, 1984, 271 f., 288, 294, 297.

Bezkorovainy, Anatoly, ed., A History of Holy Trinity Russian Orthodox Cathedral of Chicago: 1892-1992 , Chicago, Holy Trinity Russian Orthodox Cathedral, 1992, 71.

Чуваков В.Н., сост., Незабытые могилы: Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: В 6 томах , том 4, Москва, 2004, 128.

Использованные материалы

Жизнь и труды высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия , Нью-Иорк, 1969, 9-26, 227-234, 237, passim.

Tarasar, C. J., gen. ed., Orthodox America 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America , Syosett, New York, The Orthodox Church in America, 1975, 109, 230-233, 262-263.

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6978

http://www.jacwell.org/Spring_Summer%2099/3met.htm

Liberovsky, Alexis, «Primatal Elections in the OCA»:

http://oca.org/HSprimatialelections.asp?SID=7

"Юбилейный Сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке", Нью-Йорк, 1945, 155.

[1] По другим данным – инспектора (см. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6978), или – ректора и декана (см. Tarasar, C. J., gen. ed., _Orthodox America 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America_, Syosett, New York, The Orthodox Church in America, 1975, 109).

[2] Упоминание о его служении в 1912 - 1915 годах в близлежащем городе Бергенфильде (штат Нью-Джерси), вероятно, относится к этим же приходам. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6978.

[3] По иным данным – до 1932 года. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6978.

[4] Возможно хиротония состоялась ранее. "Юбилейный Сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке", Нью-Йорк, 1945, стр. 155 приводит его деяние как епископа Чикагского датированное 25 июня 1933 года.

[5] Обширный архив владыки теперь находится в американской Библиотеке Конграсса. См. «Library Receives Papers of Metropolitan Leonty», http://www.loc.gov/loc/lcib/9809/leonty.html.

[6] Tarasar, 262-263.

[7] Шмеман, Александр, прот., «Три Митрополита», Жизнь и труды высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия , Нью-Иорк, 1969, 231.

[8] Schmemann, Alexander, Fr., «Metropolitan Leonty», Tarasar, 232-233, http://www.schmemann.org/byhim/leonty.html.

[9] Liberovsky, Alexis, «Primatal Elections in the OCA», http://oca.org/HSprimatialelections.asp?SID=7.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.