(Franç ais) ? один из значительнейших французских пейзажистов XIX столетия; род. в Пломбьере (в Вогезах) 17 ноября 1814 г., умер в мае 1897 г., в Париже. Пятнадцати лет от роду поступил приказчиком в магазин к одному из парижских книгопродавцев, где в свободные часы усердно занимался рисованием и вскоре достиг в нем такого успеха, что издатели книг и журналов стали то и дело обращаться к нему с заказами виньеток и иллюстраций. Этот успех побудил его искать серьезного художественного образования и с 1834 г. Ф. стал посещать классы училища изящных искусств. После того учился у Коро и Ж. Жигу. Первые пейзажи Ф., появившиеся в парижских салонах 1837 и 1838 гг., написаны в сотрудничестве с Анри Бароном, которому принадлежали в них фигуры. Начало его известности положила картина "Античный сад", выставленная им в салоне 1 8 41 г. (находится в Пломбьерском музее). С той поры его репутация, как отличного пейзажиста, росла с каждым годом, благодаря новым произведениям, с которыми он выступал перед публикой. В 1848 г. он сделал поездку в Италию, где написал массу этюдов и две прекрасные, оконченные картины. Из его многочисленных работ масляными красками, особенно замечательны: "Дорога в Фонтенеблосском лесу" (1841), "Ноябрь" (1841), "Конец зимы" (1853, в люксанбургской галерее), "Из окрестностей Рима" (1853), "Долина Монморанси" (1857), "Вид в Ба-Медоне", "Вечер на берегу Сены" (1861, в эгинальском музее), "На берегу воды, в окрестностях Парижа" (1861, в нантском музее), "Орфей у гробницы Эвридики" (1863, в люксанбургской галерее), "Вилла близ Рима" (1864), "Священная роща" (1864, в лилльском музее), "Новые раскопки в Помпее" (1860), "Дафнис и Хлоя" (1872, в люксанбургской галерее; едва ли не самое лучшее из всех произведений художника), "Воспоминание о Ницце" (1873), "Утро в лощине Пюи-Нуара" (1875), "Вид Россильонской долины" (18 8 3) и "Весна в теснине Не-Пре" (1886). В музее Императорской академии художеств, среди картин Кушелевской галереи, имеется образец живописи Ф. ? "Вид в окрестностях Рима". Он мастерски работал также акварелью, написал несколько весьма хороших портретов и нарисовал много оригиналов для книжных иллюстраций, между прочим, к "Paul et Virginie" в издании Кюрмера, к "Неистовому Роланду", к "Освобожденному Иерусалиму", к "Chansons populaires des provinces de France" и пр. В своих пейзажах Ф. соединял верную передачу природы с некоторой ее идеализацией, умел выбирать простые, но поэтичные сюжеты и искусно разыгрывал в них освещение, хотя порой и впадал, вследствие излишней погони за живописностью, в академическую условность и холод. Исполнение его картин отличается вкусом и добросовестной законченностью.
А. С?в.