Значение ФОМА, ВИЗАНТИЙСКИЙ САМОЗВАНЕЦ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ФОМА, ВИЗАНТИЙСКИЙ САМОЗВАНЕЦ

? самозванец в византийской империи IX-го века, быть может, славянского происхождения. При императоре Льве V он командовал отрядом на византийской службе. В царствование Михаила II (820?829) он выступил с притязаниями на царскую власть, имея громадное число приверженцев. Бежав из Константинополя к персам, он отрекся от христианства и начал распускать слух, что его настоящее имя ? Константин, и что он сын царицы Ирины, избегший ослепления и спасшийся невредимым от козней матери. Так как значительная часть империи, в особенности на Востоке, была за самозванца, признавая в нем сына Ирины, то правительству грозила большая опасность. Самозванец захватил царский флот, овладел Мраморным морем и Босфором, поднял Фракию и Македонию. В декабре 822 г. войска бунтовщика осадили столицу и лишили ее сношений с провинциями. Имея сильную поддержку в славянском населении Фракии и Македонии, Фома держал Константинополь в крепкой осаде целый год. В успехе затеянного Фомой движения играли роль два элемента: во-первых религиозный, т. е. недовольство иконоборческими императорами, во-вторых социальный, ибо Ф. привлекал на свою сторону сельское население облегчением повинностей и обузданием сборщиков податей. Восстание Ф. не имело гибельного результата для Михаила II лишь потому, что в события вмешался хан болгарский Омортаг: по просьбе византийского императора он напал на Ф., чем отвлек его внимание от столицы и дал возможность Михаилу II собрать войско и пойти на бунтовщика. Ф. заперся в одной крепости, был окружен в ней царем и голодом принужден к сдаче. Победитель хотел было узнать от Ф. его сторонников, и последний мог бы назвать многих своих друзей в столице; но царю, говорит летописец, заметили, что было бы несправедливо давать веру наветам врагов против друзей. Самозванец был казнен, не выдав своих сообщников. Вмешательство болгарского хана во внутреннюю смуту Византии имеет большой исторический интерес, ибо Омортаг своим движением против Ф. еще на 20 лет поддержал иконоборческую партию в Византии и нанес поражение инородческим элементам, собранным вокруг Ф. См. Успенский, "Очерки по истории византийской образованности" (СПб., 1891, стр. 71 ? 79); Finlay, "A History of Greece" (т. II, стр. 130).

У?ский.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.