Значение ФЕЛИКС, СЕЛЕСТЕН ЖОЗЕФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ФЕЛИКС, СЕЛЕСТЕН ЖОЗЕФ

(Celestin-Joseph Fe lix) ? известный французский проповедник (1810?1891), иезуит. Его проповеди в Notre Dame de Paris (с 1853 г.) пользовались большой известностью и собирали много народа. Он старался примирить противоречия между приобретениями науки и жизни и католической религией, доказывая, что христианство прежде всего доктрина прогресса; что оно допускает прогресс материальный, научный, художественный и социальный и в то же время является центром жизни, ее целью и высшим правилом. Ф. с пафосом говорил о независимости прессы, о свободе и равенстве, но в сущности был приверженцем абсолютного авторитета католической церкви и отстаивал ее верховенство не только в вопросе воспитания, но даже в государственных делах. Поклонники Ф. сравнивали его с Боссюэтом и Бурдалу. На самом деле проповеди его в значительной степени страдали бессодержательностью и риторичностью, которою он старался прикрыть недостаток действительного вдохновения. Собрание их издано под общим заглавием "Le progr e s par le christianisme" (П.,1856?71). После возникновения Третьей республики Ф. оказался в числе ее противников. Напечатал ряд писем под заглавием "L'article 7 devant la raison et le bon sens ou les contradictions de M. Jules Ferry" (1880). В том же году он опубликовал "D e fense", в которой рассматривал отношение церкви к республики и доказывал несовместимость революции и республики с католицизмом. Написал еще: "Prince Adam Czartorysky" (1862); "M. Renan et sa vie de J esus" (1863); "Paternite pontificale devant l'ordre social" (1875); "Le socialisme devant la societe" (1878); "Christianisme et socialisme" (1878); "Qu'est ce que la Revolution" (1869); "Charlatanisme social" (1884); "Paternite et maternite dans l'e ducation" (1887) и др.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.