(санскр. Urva ç i = желание, похоть) ? в индийской мифологии небесная нимфа апсарас, имя которой уже упоминается несколько раз в Ригведе. Образ ее неясен. В одном из гимнов о ней говорится, как о матери Васиштхи и апсарасе; в другом ее призывают вместе с реками. Кроме того, о ней идет речь в одном позднем и неясном гимне (X кн., гимн 95), имеющем форму диалога между нею и ее любовником Пуруравасом (см.). Здесь ей придаются эпитеты: обильная водами, наполняющая воздух, проходящая небесное пространство (последнее выражение применяется и к гандхарвам; см.). О ней говорится, что она провела четыре осени среди смертных и просит разрешения вернуться. Просьба эта, по-видимому, встречена отказом, но Пуруравасу дается обещание, что его потомок будет чествовать богов жертвою, в то время как сам он будет вкушать блаженство на небе. Эти отрывочные данные развиваются позднее в связном рассказе, входящем в состав Шатапатха-брахманы (см.) и переданном у нас в статье Пуруравас. Некоторые ученые (А. Вебер, Макс Мюллер, Лассен, Рот, Ольденберг) видят в Пуруравасе Солнце, а в У. ? утреннюю зарю; другие (Зике) считают У. олицетворением Луны. Данных для обоих толкований мало. В более поздние времена индийской мифологии красота У. изображается поводом к раздору между богами Митрой и Варуной, который, однако, не помешал им произвести на свет от У. двух сыновей, мудрецов Агастью и Васиштху. История любви Пурураваса, получающего эпитет Викрама (герой), к У. дала сюжет одной из лучших драм Калидасы ? Викраморваши (см.).
С. Б ? ч.