Значение слова ТОН в Лингвистическом энциклопедическом словаре

ТОН

(от греч. tonos — натяжение, напряжение) — наделенное значимостью контрастное варьирование высотио-мело-дических голосовых характеристик при произнесении языковых единиц. В фоне-тич. отношении Т. есть акустич. коррелят физиологич. действия — колебания голосовых связок, создающего эффект т. наз. основного голосового тона (см. Фонетика, Гласные). В фонологнч. отношении Т.— одно из различит, звуковых средств, используемых для различения лексич. и грамматич. значений; ср. кит. шй 'терять' — шй 'десять' — шй 'дело' — ши 'история', нуэр (нилотский яз.) lei 'животное' — мн. ч. lei. He все языки обладают Т. как фоиологич. категорией; те языки, к-рые его имеют, называются тональными (таковы мн. языки Ю.-В. Азии, Африки, Америки). При распознавании Т. в речи важны не абсолютные, а относительные акустич. характеристики. Т., как и ударение, принадлежит к суперсегментному уровню звукового строя языка, но между ними есть существ, различия. Главное из них — невозможность неск. ударений в слове, в то время как для Т. это естественно, поскольку Т. не выполняет кульминативной функции. Физич. носитель Т.— слогообразующий элемент (преим. гласный); функциональный носитель — слог, поэтому в многосложных словах каждый слог имеет Т. Слово, выступающее как минимальный функциональный носитель ударения, служит для Т. минимальной и достаточной областью его синтагматической (см. Синтагматика) идентификации. Т., рассматриваемый на уровне фразы, есть интонация. В языках слогового строя, где морфема обычно совпадает со слогом, функциональным носителем Т. можно считать силлабоморфему (таковы мн. языки изолирующего типа). Т. и ударение редко совмещаются в системе одного языка, а если это есть, то язык, вероятнее всего, находится в переходном состоянии от тонального к акцентному. Такое положение, по-видимому, наблюдается в нек-рых языках банту. Особый случай— т. наз. слоговые акцен-т ы (слоговые интонации), напр. в скандинавских, балтийских, сербскохорватском языках, относящихся к типу акцентных. Здесь нет Т., а есть лишь.тонич. (мелодич.) варьирование ударения, обладающего также признаком интенсивности, ср. сербскохорв. села, 'сёла' — сёла (род. п. ед. ч. от 'село'), млад 'молодой' — млада 'молодая'. Иногда термин «слоговые акценты>• употребляют как синоним термина «Т.> применительно к тональным языкам, но такое употребление нежелательно, т. к. происходит смешение Т. и ударения. Т. традиционно относится к области фонологии или акцентологии, но с сер. 20 в. все чаще говорят о тонологии как особой дисциплине, отличной от акцентологии, к-рая в этом случае сводится к изучению ударения и образует вместе с тонологией подраздел в составе про-содемики. Для тонологии вводится собств. единица — т о н е м а, представляющая собой обобщение высотио-мело-днч. характеристик слога. Дефиницион-но тонема — единица того же порядка, что фонема, и, подобно ей, может описываться с помощью различит, признаков и с учетом позиционного варьирования. Универсальная система из семи различит, признаков предложена У. Уангом (1967), с их помощью различаются 13 возможных тонов. Осн. различие — между ровными (регистровыми) и скользящими (контурными) Т. Ровный Т. не меняет высотного уровня на протяжении слога, контурный меняет. Языки различаются по преобладанию тех или других. В языках, предпочитающих регистровые Т., контурные Т. могут трактоваться (К. Л. Пайк) как комбинации ровных. Для ровных Т. макс, число значимых уровней (регистров) — 4 (высокий Т., два средних и низкий Т.); обычно в языках представлена система из 2—3 уровней. Для контурных Т., кроме регистра, существ, различит, признак — характер движения Т.: однонаправленность (восходящий, нисходящий) — разионаправлеииость (восходяще-нисходящий, или выпуклый,— нисходяще-восходящий, или вогнутый, циркумфлексный). Ср. в кит. ма 'мать' (ровный Т., высший регистр), нань 'юг' (восходящий Т., от среднего регистра к высшему), ли 'стоять' (нисходящий Т., от высшего регистра к Низшему), сё 'писать' (нисходяще-восходящий Т., от низкого регистра к низшему и затем к высокому). В нек-рых языках, напр. вьетнамском, для опознавания Т. (их здесь 6) важны и др. различит, признаки (интенсивность, длительность, фаринга-лизация, наличие гортанной смычки). Различит, признаки тонем взаимодействуют с различит, признаками фонем: между ними возможны амбинаправлен-ные воздействия, служащие источником позиционного варьирования тех и других. Так, во Вьетнам, яз. резко-нисходящий Т. воздействует на первую форманту гласных, повышая ее (т. е. увеличивая их открытость), ср. Fife] = 493 гц (при ровном Т.), Fi'fe] = 636 гц (при резко-нисходящем Т.), Д Ft'Fi = 143 гц (по данным М. С. Хэм). С др. стороны, характер согласных небезразличен для реализации Т.; напр., во мн. языках отмечено понижающее воздействие звонких смычных и повышающее — глухих, что отражается на протекании ассимиляционных процессов между смежными тоне-мами, либо способствуя им, либо препятствуя. Установлено также, что тоиовы-сотные различия могут исторически восходить к различию согласных по глухости — звонкости, к-рые исчезли либо изменили свое качество; нек-рые Т. произошли из былой гортанной смычки. Исследуется также возможная генетич. связанность Т. с длительностью гласных. Синтагматика тонов обнаруживает процессы ассимиляции — вертикальной (ср. в мбун «низкий Т. + высокий Т.> -> «средний Т. + высокий Т.>) и горизонтальной (ср. в гуарн «низкий Т. + высокий Т.> -» «низкий Т. + восходящий Т.>, те. Н + В -> Н + НВ), упрощения (изменение контурных Т. в ровные). Языки с регистровыми Т. обнаруживают два синтагматич. типа в зависимости от характера тонового контура фразы: днс-кретно-уровневый и террасированный (У. Э. Уэлмерс, 1959). Первый тип охватывает языки, в к-рых каждый Т. имеет неизменный уровень (или узкую область отклонений), так что высокий всегда выше среднего, средний выше низкого. В языках второго типа, вследствие смещения высокого Т. в последовательностях В + Н + В (второй В произносится ниже, чем первый В) и т. иаз. тонового перепада (компенсаторного смещения в результате выпадения слога), общий контур фразы оказывается ступенчатым, каждый последующий высокий Т. реализуется ниже, чем предыдущий, так что конечный высокий может оказаться на низшем регистре. С 70-х гг. 20 в. вопросы теории, типологии, истории и генезиса тоноаых систем находятся в центре внимания фонологов мн. стран, в т. ч. СССР (работы М. В. Гординой, М. К. Румянцева, М. И. Каплуна, В. А. Дыбо, Вяч. Вс. Иванова); основы сов. тонологии заложены Е. Д. Поливановым. Ф Поливанов Е. Д., Введение в яз-зиание для востоковедных вузои. Л., 192.S; Трубецкой Н.С.. Основы фонологии, пер. с нем., М.. 1960; 3 и н д е р Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979; К о д з а-сов С. В., Крипнова О. Ф.. Coup, амер. фонология, М., 1981; Дыбо В. Д.. Просодич. система тубу (группа тсда-качу-ри) — начало трансформации тональном системы в систему парадпгматнч. акцента?, н кн.: Африканское нет. языкознание. М., 1987; Р i-k е К. L., Tone languages. Ann Arbor. 194B (4 ed., Ann Arbor. 1957;; Wang W. S.Y., Phonological features of tone, JIAL, 1967. v. 33, Mb 2. pt 1; L e h i s t с I.. Suprasegnien-tals, Camb. (Mass.)— L.. 1970; Consonant types and tones, SCOPIL. Los Ang., 1973. Nb 1; Wclmcrs W. E., African language structures. Berk., 1973; H у m a n L.. Phonology: theory and analysis. N. Y.. 1975; Tone: a linguistic survey, N. Y. — [a. o.), 1978; M a d-d i e s о n I., Universals of tone, в кн.: Universale of human language, v. 2. Stanford, 1978; Hombert J.-M.. Ohala j. J.. E w a n W. G., Phonetic explanations for the development of tones. «Language», 1979. v. 55. Ns 1; С 1 em cut: G. N.. The hierarchical representation of tone features, «Current approaches to African linguistics», 1983, v. 1; The phonological representation of suprascg-mentals, Providence — [a.o.J. 1986; V u I-lcy blank D., Tone in lexical phonology, Dodrecht - [a.o.J, 19S6. В. А. Виноградов.

Лингвистический энциклопедический словарь.