(или гумна ) медные , серебряные и золотые ? встречаются в сказках русских, болгарских, чешских, словацких, греческих в связи с мотивами о змее и бабе-яге. Главный Т. ? собственно медный; другие появляются в силу излюбленного сказочного троения или эпической формальной мультипликации. Герой сказок (Покатигорошек или Иван Царевич ? в русских, Янко ? в греческих и чешских) убивает змея на медном Т. (другого, 6-голового ? на серебряном, третьего, 12-голового ? на золотом Т.). У змея оказываются медные овцы, которые питаются на медном поле медной травой. В других сказках баба-яга ударяет по медному Т., и от каждого ее удара родится по солдату; таким образом она создает себе войско. В некоторых сказках (напр. норвежских) вместо металлических полей являются металлические леса. Афанасьев ("Поэтич. воззр.", II, 285 и др.) и Потебня ("О мифич. значении некот. обрядов", 249) металлические леса и Т. объясняют как символы неба. Проф. М. С. Джинов в монографии на болгарск. яз. "Медно (бакрно) гумно" (напеч. в софийск. "Сборниче за юбилея на проф. М. Джинов", 1900 г.) не касаясь мифологии, указывает на варианты в болгарском "Слове о Самоиле", известном по рукописи XV?XVI стол., где Самуил (замена библейского Даниила) объясняет сон Навуходоносора, видевшего много овец на медном поле, причем камень сокрушил идола и обратился в орла с солнечным сиянием. Далее проф. Джинов указывает на древнеболгарский апокриф о видении Исайи, переведенный с греческого в XIII в., с указанием на некоторые византийские события ? и XI вв. Здесь находятся отзвуки сказочного мотива о змее и овечьем поле. Ценное исследование проф. Джинова расширяет круг сравнений, не исключая возможности мифологического толкования, в пользу которого отчасти говорят данные "Слова о Самуиле".
Н. С?в.