? философский термин, введенный впервые Кантом в его "Критике чистого разума", в отделе " О схематизме чистых понятий рассудка ". Этот отдел теории познания Канта вызывал у разных мыслителей самые противоположные мнения. В то время как Гегель в "Истории философии" (т. III) называет учение о схематизме "одною из самых привлекательных сторон Кантовой философии", Шопенгауэр в своей "Критике Кантовой философии" говорит об этом учении, что оно своею искусственностью производит на него комическое впечатление. По словам Канта, "мысли без содержания ? пусты, созерцания без понятий ? слепы". Для пояснения этой мысли о неотделимости интуиции и понятий и создано учение о С. Доказав, что пространство и время ? формы созерцания, неотделимые от чувственных данных ? ощущений, Кант устанавливает в нашем рассудке наличность некоторых равно основных первичных понятий, без которых невозможен никакой акт мысли, ? категорий. Таким образом, у него получается наличность двух элементов в познании: 1) чувственных созерцаний, облеченных в пространственно-временную оболочку, и 2) чистого рассудка с его аппаратом коренных понятий ? категорий качества, количества, причинности, субстанциальности и т. д. Эти два элемента ? чувственность и рассудок ? гетерогенны (разнородны). Спрашивается, как объединить их? Как воочию показать, что "мысли без содержания ? пусты, созерцания без понятий ? слепы"? Для этого надо подыскать в чувственных данных такой элемент, который имел бы нечто общее с категориями как понятиями рассудка. Таким элементом является время , равно неотделимое и от ощущений, и от категорий, ибо процессы рассудочного мышления по категориям качества, количества etc. неотделимы от временных определений: счет, качественное различение, подмечание причинной связи и сосуществования ? все это совершается во времени. "Чтобы иллюстрировать образно какое-нибудь наивысшее понятие рассудка, мы пользуемся чувственным примером в виде воспроизведения какого-нибудь представления во времени", которое и экземплифицирует для нас в виде схемы или монограммы воображения ту или другую категорию. Я не могу представить себе понятия чистого количества ? числа вообще: перед моим воображением быстро мелькает лишь некоторая неопределенная множественность, которая и является схемою для данного понятия. Для каждого наивысшего понятия имеется соответствующая схема: для категории количества последовательный счет во времени дает схему числа; схемою чистого качества является сознавание заполненности данного времени определенным чувственным содержанием (ощущениями); схемою субстанции является сознавание устойчивых комплексов ощущений во времени; схемою причинности ? закономерная последовательность разнообразного и т. д. Учение о С. чрезвычайно важно и с формально-логической, и с психологической, и с гносеологической точек зрения. I) С логической точки зрения оно блестяще разрешает ту проблему об общих представлениях (general ideas), которая запутывала в безвыходные затруднения Локка и Беркли, ибо они смешивали понятие рассудка с его схемою ? чувственною иллюстрацией. II) Учение о С. является в психологическом отношении ценным потому, что оно показывает нам соотносительность элементов представления и мысли, конкретного и абстрактного. Обособляя идеально чувственность с формами созерцания от рассудка и категорий и затем снова их объединяя, Кант только диалектически расчленяет то, что психологически неотделимо , и делает это именно с целью отчетливо показать такую неотделимость. Ощущения, облеченные в формы пространства и времени, представимы для нас лишь при участии категорий качества и количества; ибо что такое пространство и время без заполняющего их чувственного содержания и без количественного и качественного различения? Пустые звуки. Равным образом, что такое чистая мысль без интуиции, как не набор слов? Но Кант идеально расчленяет то и другое, что возможно, так как подведение известного представления под известную категорию, которая в нем уже имеется , заключается в подчеркивании вниманием ее наличности, которая раньше не бросалась в глаза с такою яркостью. III) Гносеологическое значение С. заключается в том, что весь мир, как это явствует из трансцендентальной эстетики, есть для нас наше представление ? чувственные данные, облеченные в формы созерцания: пространство и время. Доказав при помощи С., что пространственно-временные интуиции невозможны без категорий , как условий их бытия, мы получаем весьма важный вывод, что и мир возможен лишь как бытие, подчиненное категориям мысли. Категории становятся реальными условиями мира явлений. Самый опыт обусловлен категориями; следовательно, "наш рассудок сам же и предписывает природе ее законы". В этом и заключается та "Коперниковская" точка зрения на мир, которая установлена Кантом и которую он назвал критическим идеализмом. Из сказанного становится понятным, почему "схематизм чистых понятий рассудка " кажется многим столь трудным для понимания: это центральный пункт в теории познания Канта, который может быть отчетливо усвоен только тем, кто уловил общий дух системы. Эти трудности усугубляются еще двумя обстоятельствами: 1) гениальное разграничение образа и понятия , схемы и категории никогда не будет усвоено тем, кто смешивает понятия, как продукт абстракции, с представлениями, иллюстрирующими понятия; это мы видим, например, у Гексли, который отождествлял так называемые родовые образы с понятиями. 2) Все учение о С. превратится в бессмыслицу для того, кто вообразит, что Кант допускал реальное обособление чувственности от рассудка и, создав искусственно такое обособление, старался заполнить пропасть между двумя гетерогенными по природе психическими явлениями и ради этого состряпал такое сумеречное понятие, как понятие схемы , которое, не будучи ни продуктом только чувственности, ни продуктом только рассудка, могло играть между обеими способностями роль посредника. Именно такое истолкование С. дает Шопенгауэр: он делает Канту упрек, подобный тому, который Аристотель делал Платону, указывая на то, что для заполнения пропасти между умопостигаемой идеей человека и единично данным реальным человеком необходимо установить посредствующее звено ? ввести понятие третьего человека (?????? ????????). Насколько справедлива критика Аристотеля, направленная против дуализма чувственного и сверхчувственного у Платона, настолько неудачна критика Шопенгауэра, бьющая мимо цели. Своим учением о С. Кант привел в тесное соприкосновение логику, психологию и теорию познания в вопросе об образовании и значении общих понятий. Он указал на удивительную сложность и тонкость живого процесса формирования качественных понятий: он раскрыл перед нами в С. "искусство, скрытое в глубине человеческой души", которое несомненно натолкнуло Гегеля на разработку диалектического метода; недаром Гегель так сочувственно отзывается об этом отделе "Критики чистого разума". См. Кант, "Критика чистого разума" (пер. Соколова, т. I, стр. 136; "Kr. d. r. V.", издание Adickes'a, стр. 171?73, примеч. издателя). Кроме "Крит. чист. разума", можно найти ясное изложение С. в письме Канта к Tieftrunk'y ("Werke" XI, 1, 184?7). См. Виндельбанд, "Философия Канта" (стр. 87); Ибервег, "Историч. нов. философии" (пер. Колубовского, стр. 234); Паульсен, "Им. Кант" (стр. 169); Cohen, "Kant's Theorie der Erfahrung" (стр. 368). В последнем сочинении учение о С. особенно обстоятельно разобрано.
И. Лапшин.