- (от лат. classicus - образцовый) - литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого:
1) Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности - художественной нормой.
2) Принцип рационализма и "подражания природе".
3) Культ разума.
4) Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
5) Подчеркнутая объективность повествования.
6) Строгая иерархия жанров.
Высокие : трагедия , эпопея , ода (в них изображаются общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи). Средние : письма, дневник и. Низкие : комедия , сатира , басня (предмет изображения - повседневная жизнь обычных людей). Смешение высокого и низкого жанров не допускалось. Образцами простого (низкого), среднего и высокого стилей считались в К. три произведения римского поэта Вергилия соответственно: "Буколики" (герой - пастух), "Георгики" (герой - пахарь) и "Энеида" (герой - вождь). Авторы классицистического направления не должны были выходить из круга предписанных стилем образов и сюжетов. Ведущий жанр К. - трагедия.
Художественное произведение К. организуется как искусственное, логически построенное целое, для которого характерны строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои строго разделяются на положительных (идеализируются) и отрицательных. Крупнейшими представителями европейского К. были П. Корнель, Ж.-Б. Мольер, Ж. Расин, теоретиком - Н. Буало (автор поэмы-трактата "Поэтическое искусство").
Рождение русского К. относят к 20 - 30-м гг. XVIII в. Наиболее полно черты этого направления проявились в творчестве таких русских писателей, как А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин и др.