(Spangenberg, 1828 ? 1891) ? немецкий исторический и жанровый живописец, учился у Г. Кауфмана и потом в художественно-ремесленной школе в Ганау, у Пелисье. Очень недолго посещал антверпенскую академию художеств, остальное время работал самостоятельно. В 1851?1857 гг. С. некоторое время занимался в мастерских Кутюра и скульптора Трикети в Париже. Школа, пройденная им у последнего, сообщила строгость, подчас даже излишнюю резкость его рисунку. Как живописец, С. остался чужд веянию нового, колористического направления французской живописи и старался подражать старонемецким мастерам эпохи Возрождения, в особенности Дюреру и Гольбейну. В Берлине, от небольших бытовых картин он мало-помалу перешел к историческому роду, а затем стал писать большие исторические картины. Его произведения, замечательные верностью рисунка и прекрасно задуманной и разработанной композицией, много теряют от сухости его кисти и вялости колорита. Наиболее известные между ними: "Похищенное дитя", "Крысолов из Гаммельна", "Лютер в виде рыцаря Георга", "Лютер, занимающийся музыкой в своем семейном кругу" (1865; в лейпцигском музее), "Лютер за переводом Библии" (1870; в берлинской национальной галерее), "Въезд Лютера в Вормс", "Шествие Смерти", "Девушка на перепутье между злом и добром" (1879), "Блуждающий огонек" и "Жёны-Мироносицы".
Значение СПАНГЕНБЕРГ, ГУСТАВ-АДОЛЬФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое СПАНГЕНБЕРГ, ГУСТАВ-АДОЛЬФ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012