? вавилонский бог луны, по-сумерийски Агу; носил часто семитическое прозвание Наннар ? "светоносный" и сумерийское Эн-Зу ? "владыка решений". С последним именем он выступает в Сирпурле (см.). Центром его культа в глубокой древности были Ур и Харран. Считался богом света по преимуществу, первородным сыном верховного Бела, главой второй триады, отцом бога солнца Шамаша и богини Истар. Изображался с лунным серпом над головой и с длинной бородой, которая в гимнах ему называлась "из ляпис-лазури". Как божество ночи, С. призывался часто в заклинаниях, особенно в направленных против затмений луны. Сохранилась легенда, в которой затмение луны выставляется результатом нападения семи злых духов на лучезарного С. Считался богом астрономии и мудрости. Из месяцев ему был посвящен четвертый ? сиван. Имел храмы и в Вавилоне, и в Эзиде. Кроме древних царей, особенно ревностным в его культе был Набонид (см.), заботившийся о реставрации его храмов в наиболее опасное для государства время. В Ассирии С. пользовался меньшим почитанием; здесь богом света по преимуществу считался Шамаш, может быть, потому, что ассирияне начинали день не с вечера, а с восхода солнца. Вместо характера бога мудрости С. приобрел здесь скорее некоторые признаки бога войны. Ассурназирпал выстроил ему в Калахе небольшой храм. В связи с С. стоит главное божество нерабских арамеев (унын. Алеипо) ? Сахр или Сихр, упоминаемое в их надписях перед другими, заимствованными из ассиро-вавилонского пантеона. Возможно, что Сахр и в Харране был древнее С., а также, что оба божества тождественны и мифологически, и филологически. См. П. К. Коковцов, "Древнеарамейские надписи из Нираба" ("Зап. Вост. отд. Арх. общ.", XII); Craig, "An assyrian incantation to the god Sin. Hebraica" (XI); Jensen, "Hymnen auf das Wiedererscheinen der 3 Lic htgotter" ("Zeitschrift fur Assyriologie", (XI).
Б. T.