(Krause) — немецкий философ (1781-1832). В Берлине и Геттингене К. читал частным образом лекции по философии, но ему не удалось получить профессуру, ввиду его симпатии к учению франмасонов. В Геттингене против него начато даже было уголовное преследование, как против провозвестника союза человечества. В 1811 г. исключен из числа масонов, за опубликованное о масонстве сочинение. Масонству К. посвятил "Die drei ?ltesten Kunsturkunden der Freimaurerbr?derschaft" (Дрезд., 3 изд. 1849), "H?here Vergeistigung der echt ?berlieferten Grundsymbole der Freimaurerei" (Фрейбург, 1810) и "Urbild d. Menschheit" (Дрезд., 1819). В течение своей жизни К. не раз приходилось бороться с заботами о куске хлеба и со всякого рода нуждою. К. имел в виду согласить субъективную доктрину Фихте с объективным учением Шеллинга, изменив их христианским взглядом на вещи. Он исходит из сознания, в котором находит непосредственное познание божества. Само по себе (an sich) божество чисто от всякого противоречия, оно чистое тожество. В себе (in sich) оно содержит все противоположения и прежде всего основное — природы и разума. Божество находится вне мира: оно беспредельно, между тем как мир имеет пределы. Оно находится и в мире; иначе божество не было бы все Сущее. К пантеистическим атрибутам божества надо присоединить моральные. Это учение — не деизм и не пантеизм чистый, а панентеизм (все в Боге). Организм, в котором осуществляется божество — мир, представляющий собою не что иное как божество, раскрытое в пространстве и времени. Самая совершенная часть мира — человеческий индивидуум, в котором соединяются природа и разум. Цель индивидуума жить, по возможности, в Боге. Жизнь всей вселенной резюмируется в нем: он, в свою очередь, видоизменяет ее своей свободой. Но индивидуум не может рассматриваться отдельно. Будучи сам в себе целым, он вместе с тем — часть организмов с постепенно увеличивающимся объемом: семьи, рода, народа, расы, человечества. Человечество — это "царство духов", в котором разум распределяется органическим способом. Души, составляющие его вечны; они осуществляют божество через преемство существования. Божество есть целостное благо, которое человек должен осуществлять в своей жизни. Определение этого человеческого блага составляет содержание наиболее важной части системы К. — его "практической философии". Сюда входит теория религии, теория нравственности и теория права. Оригинальна последняя. На право следует смотреть не как на совокупность условий внешней свободы (по учению Канта и Фихте), а как на совокупность целостной свободы; право обнимает все человеческое существо, в его стремлении к божественной жизни. Каждый из организмов, составляющих переход от индивидуума к человечеству, имеет свое право. Эти системы права подчиняются праву человечества, обнимающему их все. Право не имеет смысла иначе как в отношении к прогрессу. Эта цель делает законными некоторые формы права, которые кажутся тираническими, напр. право уголовное: это временное покровительство, опека. Теории нравственности и религии освещены философией истории. К. понимает ее очень схоже с позитивизмом. Живое существо развивается по двум законам, восходящему и нисходящему. Каждый из этих двух законов осуществляется в трех последовательных моментах: момент зачаточный, роста и зрелости. В первом возрасте человечества содержатся зачатки нравственности и религии: человек соединен с Богом каким-то смутным инстинктом, магнетическим родством. Век роста содержит три подразделения: политеизм, с рабством и тиранией, монотеистические и фанатические средние века и, наконец, век освобождения, терпимости и цивилизации. Этот век подготовлен знанием о сущем, провозвестниками которого являются, по К., Кант, Спиноза и он сам. Человечество узнает и старость, дряхлость и смерть. Эта система, представляющая странную смесь знания и фантазии, создала К. несколько учеников, особенно в Германии и Бельгии; главные из них явились издателями его книг. В их числе были Аренс, Тиберген, Линдеман, Леонгарди и другие. Главные сочинения К.: "Grundlage des Naturrechts oder philosophischer Grundriss des Ideals des Rechts" (Иена, 1803); "Entwurf des Systems der Philosophie" (там же, 1804); "System der Sittenlehre" (Лпц., 1810 и 1887); "Das Urbild der Menschheit" (Дрезд., 1812; Геттинг., 1851); "Abriss des Systems der Philosophie" (1 отд.: аналитическая философия, Геттинг., 1825); "Abriss des systems der Logik" (Геттинг., 1825 и 1828); "Abriss des Systems der Rechtsphilosophie" (там же, 1828); "Vorlesungen ?ber das System der Philosophie" (там же, 1828; 2 изд. Прага, 1868-1869); "Vorlesungen ?ber die Grundwahrheiten der Wissenschaft" (там же. 1829; Прага, 1868-69). Много сочин. К. издано после его смерти. О нем см.: Leonhardi, "Die neue Zeit" (Прага, 1869-75); S. Lindemann, "Uebersichtliche Darstellung des Lebens und der Wissenschaftslehre K.'s" (Мюнхен, 1839); Р. Hohlfeld, "Die Krausesche Philosophie" (Иена, 1879); A. Procksch, "Krause, ein Lebensbild" (Лпц., 1880); Br. Martin, "Krauses Leben, Lehre u. Bedeutung" (Ллц., 1881; нов. изд. 1885); A.Cless, "Das Jdea1 der Menschheit nach Krauses Urbild der Menschheit" (Штуттг.,1881); K. Eucken, "Zur Erinnerung an Krause" (Лпц., 1881); Tiberghien, "Exposition du syst?me philos. de К." (Брюсс. 1844).
Значение КРАУЗЕ КАРЛ-ХРИСТИАН-ФРИДРИХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КРАУЗЕ КАРЛ-ХРИСТИАН-ФРИДРИХ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012