(греч. "созвучие") ? название оркестрового сочинения в нескольких частях. С. ? самая обширная форма в области концертной оркестровой музыки. Вследствие сходства по своему построению с сонатой (см.) С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в сонате, С. имеет обыкновенно четыре части: первая часть, в скором движении, пишется в сонатной форме; вторая, в медленном движении, пишется в форме рондо (см.), реже в форме сонаты; третья ? скерцо или менуэт ? в форме песни с трио, т. е. коленного склада, другого коленного склада (трио) с новым содержанием и повторения первого коленного склада; четвертая часть, в скором движении ? в сонатной форме или в большой форме рондо. Ввиду того, что С. рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире и подробнее, чем, напр., в обыкновенной фортепианной сонате, так как в С. надо выдвинуть разные оркестровые группы. С. представляет двоякий интерес: чисто музыкальный в смысле творчества и формы и оркестровый симфонический в смысле колорита, т. е. разных звуковых красок, получаемых от соединения одного инструмента с другим, от соединения инструментальной группы одного характера с инструментальной группой другого характера. Прототипом С. может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при Скарлатти (1650 ? 1725), называвшаяся С. и состоявшая из allegro, andante и allegro, слитых в одно целое. С другой стороны предшественницей С. была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. В С. только первая и последняя части имеют ту же тональность, а средние пишутся в тональностях, сродных с главной, которою и определяется тональность целой С. Творцом новейшей формы С. и оркестрового колорита считается Гайдн. В смысле развития как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим и совершеннейшим представителем в области С. В форме С. сказал новое слово Шуман (в особенности в С. d-moll), сделав опыт слияния всех ее частей в одно целое и введя тематизм (см.). Впрочем, тематизм встречается и у Бетховена в его девятой С. С. программной называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе, напр. пасторальная С. Бетховена, "Simfonie fantastique" Берлиоза и пр. Первые ввели программу в С. Диттерсдорф, Розетти и Гайдн. С. писали, кроме вышеупомянутых композиторов, Моцарт, Шуберт, Мендельсон, Шнор, Рафф, Брамс. Гаде и друг., из русских ? Рубинштейн, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Балакирев, Глазунов, Аренский, Направник и пр.
Н. С.