Значение слова СИМФОНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СИМФОНИЯ

Симфония (греч. созвучие)- название оркестрового сочинения внескольких частях. С. - самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в сонате, С.имеет обыкновенно четыре части: первая часть, в скором движении, пишетсяв сонатной форме; вторая, в медленном движении, пишется в форме рондо ,реже в форме сонаты; третья- скерцо или менуэт- в форме песни с трио, т.е. коленного склада, другого коленного склада (трио) с новым содержаниеми повторения первого коленного склада; четвертая часть, в скоромдвижении- в сонатной форме или в большой форме рондо. В виду того, чтоС. рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется ширеи подробнее, чем напр. в обыкновенной фортепьянной сонате, так как в С.надо выдвинуть разные оркестровые группы. С. представляет двоякийинтерес: чисто музыкальный, в смысле творчества и формы, и оркестровыйсимфонический, в смысле колорита, т. е. разных звуковых красок,получаемых от соединения одного инструмента с другим, от соединенияинструментальной группы одного характера с инструментальной группойдругого характера. Прототипом С. может считаться итальянская увертюра,сложившаяся при Скарлатти (1650-1725), называвшаяся С. и состоявшая изallegro, аndante и allegro, слитых в одно целое. С другой стороныпредшественницей С. была оркестровая соната, состоявшая из несколькихчастей в простейших формах и преимущественно в одной и той жетональности. В С. только первая и последняя части имеют тужетональность, а средние пишутся в тональностях сродных с главной, которойи определяется тональность целой С. Творцом новейшей формы С. иоркестрового колорита считается Гайдн. В смысле развития каксимфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть названкрупнейшим и совершеннейшим представителем в области С. В форме С.сказал новое слово Шуман (в особенности в С. d-moll), сделав опытслияния всех ее частей в одно целое и введя тематизм встречается и уБетховена, в его девятой С. С. программной называется та, котораясвязана с известным содержанием, изложенным в программе, напр.Пасторальная С. Бетховена, "Simfonie fantastique" Берлиоза и пр. Первыеввели программу в С. Диттерсдорф, Розетити и Гайдн. C. писали, кромевышеупомянутых композиторов, Моцарт, Шуберт, Мендельсон, Шнор, Рафф,Брамс, Гаде и друг., из русских- Рубинштейн, Чайковский, Бородин,Римский-Корсаков, Баолакирев, Глазцнов, Аренский, Направник и пр. Н. С.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.