(de Saint-Pierre) ? известный франц. писатель (1737 ? 1814). С ранней юности склонный к мечтаниям и приключениям, чуткий к красотам природы, беспокойный и легко возбуждающийся, он провел молодость в скитаниях. Чтение Робинзона Крузоэ произвело на него глубокое впечатление; он упросил своего дядю, капитана купеческого судна, взять его с собой на Мартинику, но трудности путешествия и тяжелые работы, которые его заставляли выполнять, скоро рассеяли иллюзии двенадцатилетнего мальчика. Став учеником иезуитской коллегии в Кане, он мечтал уже о роли миссионера среди дикарей. По требованию отца он окончил курс в инженерной школе и вступил в армию, но был уволен за неповиновение. Получив в 1761 г. должность военного инженера на о-ве Мальте, которому угрожали турки, он отправился туда, но война не состоялась, и он снова очутился в Париже, без всяких средств. Его предложение составить карты немецкого побережья осталось без ответа со стороны морского министра. Он решил искать удачи вдали от родины и отправился в Голландию, затем, в расчете на милостивое отношение Екатерины II к французам, ? в Петербург, где получил чин подпоручика в Инженерном корпусе. Его проект экспедиции для открытия прохода из России в Индию не был, однако, принят; он переехал в Варшаву, чтобы поддерживать Радзивилла против Понятовского, но бурная страсть к одной польской аристократке привела к тому, что через несколько месяцев он был выслан из Польши. Он направился в Дрезден, который покинул вследствие новой любовной истории, затем в Берлин и, наконец, в 1766 г. возвратился во Францию. Обремененный долгами, без всяких средств к жизни, он вздумал взяться за перо и занялся составлением записок о странах, которые он посетил. Эти литературные работы скоро были прерваны: С. по его просьбе был отправлен с экспедицией на о-в Св. Маврикия (Иль-де-Франс), где оставался три года. Возвратившись в Париж, он посещал литературные салоны, куда его ввел Д'Аламбер, но не сошелся с энциклопедистами. Тем сильнее сблизился он с Жан-Жаком Руссо, с которым его соединяла общность симпатий и антипатий. Он совершал с философом долгие прогулки, беседуя о природе и о душе человеческой; стараясь смягчить мрачное настроение учителя, он сам заразился им. Во введении к своей "Arcadie" он рассказывал впоследствии об этом времени: "при виде какого-нибудь прохожего я начинал волноваться и спешил удалиться... Напрасно я призывал на помощь разум ? он не мог бороться со злом, лишавшим его сил". В 1773 г. он выпустил в свет "Voyage à l'Ilе de France", где уже чувствуются главные черты его таланта: чувство природы и простота выражения. В 1784 г. вышли в свет его "Etudes de la nature". По первоначальному плану это должна была быть общая история природы, но обширность замысла заставила автора ограничиться несколькими сторонами предмета. Первая часть книги направлена против атеистов; отождествляя их с бунтовщиками, С.-Пьер противопоставляет учению о случайности мироздания строгую закономерность и целесообразность природы. Здесь наряду с великолепными описаниями встречаются соображения вроде следующих: у коров четыре сосца, потому что два предназначены для рода человеческого; предусмотрительная природа окрасила в черный цвет насекомых, нападающих на нас, дабы они резче выделялись, и т. п. Последняя часть книги посвящена недугам общественного строя и средствам к их излечению. За слабостью теоретической мысли здесь стоит замечательное художественное дарование. Автор недаром беспрестанно подменяет рассуждение красноречием описаний; он ? чуткий наблюдатель и великолепный изобразитель с неведомым до тех пор богатством красок. Громадный успех "Etudes" доставил автору, еще накануне неизвестному, громкую известность, обратившуюся в настоящую славу после "Paul et Virginie" (1787; русск. перев. Бекетовой, СПб., 1892). Идиллия чистой любви двух юных и нетронутых цивилизацией существ, вставленная в рамку могучей тропической природы, произвела чрезвычайно сильное впечатление. Блестящие представители века разума, собравшиеся в салоне г-жи Неккер, где Бернарден читал свою повесть, нашли ее скучной; но простые читатели были в восторге от этого изображения элементарных чувств элементарных существ. По словам Сент-Бёва, "почти все здесь закончено, просто и трогательно, уместно, умеренно и очаровательно; образы сливаются с рассказом и венчают каждую его часть, не стараясь выделиться и не желая вызвать удивление... Непреходящим достоинством грациозной пасторали останется навсегда ее правдивость". Современному читателю пастораль Бернардена кажется несколько приторной, но детали художественного рассказа, несколько действительно трогательных моментов, душевное изящество влюбленных детей и теперь сохраняют известную прелесть. В 1792 г., 52 лет от роду, Бернарден женился на молодой девушке. Ранее его занимали политические планы; он посылал министрам мемуары за мемуарами, без всякого успеха напоминая о своих заслугах. Теперь его назначили начальником ботанического сада, а по уничтожении этого места ? преподавателем морали в Ecole normale, на кафедре которой он появился всего два-три раза, поняв, несмотря на рукоплескания, что не обладает ораторским даром. Назначенный членом института в 1795 г., он имел здесь много неприятных столкновений и споров со своими товарищами ? Вольнеем, Морелле, Кабанисом и другими, которых называл атеистами. Наполеон осыпал его милостями, вознаградившими за все испытания. В 1800 г., потеряв жену, от которой имел двоих детей ? Поля и Виргинию, ? он снова женился на молодой девушке. Кроме поэмы в прозе "Arcadie" (1781), уже упомянутой выше, он написал еще: "La chaumi ère indienne" (1790 ? род бутады против науки), сатирический рассказ "Le caf e de Surate" (известный у нас по "Суратской кофейне" Л. Н. Толстого), "Les harmonies de la nature" (1796), "Voeux d'un solitaire" (1789), "De la nature de la morale" (1798), "Voyage en Sile sie" (1807), драма, "La mort de Socrate" (1808), "Essai sur J. J. Rousseau", "R ecits de voyage". "Oeuvres complè tes" С. изданы вторым мужем его вдовы, Эме Мартэном (1813 ? 1820; много изд.); "Oeuvres posthumes" появились в 1833 ? 36 г., "Romans, contes opuscules" ? в 1834 г., "Correspondance" ? в 1826 г. По единогласному отзыву критиков и биографов, никогда различие между человеком и писателем не наблюдалось в такой степени, как в характере Бернардена. За кротким, ровным, благостным создателем насыщенных любовью образов скрывался раздражительный, болезненно самолюбивый, озлобленный неудачник, честолюбивый авантюрист, сентиментальный, но не добрый; от ранней юности до конца своих дней он мечтал об идеальной республике, все обитатели которой будут связаны взаимным расположением, а сам жил без всякого внимания к окружающим и приходил в ярость от малейшего невнимания с их стороны. Не было человека, менее его способного ужиться в том золотом веке, в том мире гармонии и покоя, который он проектировал. Поэтому "утопист сделался художником; не имея возможности осуществить на земле гармонию в общественном и политическом строе, он стал их искать в изучении природы" (Сент - Бев) ? изучении, правда, бесконечно далеком от научного метода, но любовном и увлекательном. Чутье природы, лиризм, мистическая скорбь, индивидуальная свобода от традиции ? таковы черты, делающие С. одним из самых видных предшественников романтизма. Ср. Pa tin, "Eloge de Bernardin de S." (1816); Aime Martin, "Me moires sur la vie de Bernardin de S." (1826) и "Notice" в собр. сочинений (1813); Lemontey, "M elanges litetraires"; Sainte-Beuve, "Portraits litte raires" (II, 1864) и "Causeries de lundi" (т. VI, 1870, где в приложении напечатаны письма С. из России); Pr evost-Paradol, "Eloge de Bernardin do S." (1852); Arvè de Banne, "Bernardin de S." (1891). Maury, "Etude sur Bernardin de S." (1892); De Lescure, "Bernardin de S." (1894); Сarо, "Po ètes et romanciers" (1888); Dejob, "Bernardin de S. et ses opinions religieuses" (1895); Brunetiè re, "Nouveaux essais" (1895) и "L' evolntion de la poe sie lyrique", I (1895). В конце прошлого и начале нынешнего века сочинения Бернардена были популярны в России; в переводах вышли тогда его "Индейская хижина" (Москва, 1794), "Павел и Виргиния" (2 изд. 1806, перевод Подшивалова), "Путешествие ученых в разные части света для изыскания истины" (Москва, 1805).
Значение СЕН-ПЬЕР ЖАК-АНРИ-БЕРНАРДЕН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое СЕН-ПЬЕР ЖАК-АНРИ-БЕРНАРДЕН
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012