(Romney, 1734?1802) ? английский портретист и исторический живописец, сын столяра-краснодеревщика в одном из местечек Ланкашира, вначале помогал отцу в его работах, но, не будучи в состоянии преодолеть свое влечение к искусству, 19-ти лет от роду поступил в ученье к неважному портретисту Э. Стилю. В продолжение нескольких лет, ученик и учитель, оба люди молодые, вели жизнь странствующих артистов. Перенеся в это время тяжелую болезнь, Р., по своем выздоровлении, женился на молодой девушке, ухаживавшей за ним, пока он лежал в постели, но вскоре бросил ее и снова пустился разъезжать по северным провинциям Англии, фабрикуя портреты поясные по две гинеи, а во весь рост по шести гиней за штуку. Скопив таким образом небольшую сумму денег, он отдал часть жене, у которой было уже двое детей, а с остальными средствами явился, в 1762 г., в Лондон попытать счастья. Выставленные им здесь в 1764 и 1765 гг. картины: "Смерть генерала Вольфа" (которую не должно смешивать со знаменитой картиной Б. Уэста на ту же тему) и "Смерть короля Эдуарда" доставили ему каждая по премии от Королевского общества художеств. Исполнив после того несколько произведений в полуисторическом, полупортретном роде, Р. в 1773 г. отправился в Италию, останавливался на некоторый срок в Риме, Парме и Венеции, в 1775 г. возвратился в Лондон и с той поры писал почти исключительно одни портреты, сделавшись по их части соперником Рейнольдса и Гейнсборо и пользуясь расположением публики. Не пройдя строгой школы рисунка, Р. не мог достигнуть большого успеха в исторической живописи: все относящиеся к ней произведения этого художника свидетельствуют о слабости его знакомства с анатомией, грешат неправильностями передачи форм, натянутостью изображенных поз и принужденностью движений; все его Магдалины, св. Цецилии, Сафо, вакханки ? не более как портреты одной и той же любимой натурщицы, известной Эммы Лейон, сделавшейся потом супругой сэра Гамильтона; но портреты Р., особенно женские и детские, отличаются сильной лепкой, со вкусом придуманной постановкой натуры, удачным подбором аксессуаров и приятностью красок. Лучшим из них считается портрет красавицы Серены, занятой чтением. Из драматических композиций Р., самая удачная ? "Детство Шекспира".
А. С?в.