Значение ПРЮДОММ, СЮЛЛИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ПРЮДОММ, СЮЛЛИ

(Prudhomme) ? известный французский поэт, род. в 1839 г. в Париже. Сперва П. готовился к коммерческой деятельности, очень мало ему симпатичной, но в 1865 г., выдвинувшись сборником стихотворений, отмеченных Сент-Бевом, посвятил себя литературе; за "Stances et po è mes" (1865) последовали: перевод поэмы Лукреция (1866), сборники: "Les epreuves" (1866), "Les solitudes" (1869), "Les e curies d'Augias" (1870), "Croquis italiens" (1870), "Impressions de la guerre" (1870), "Les vaines tendresses" (1875), "Les destins" (1882), "La France" (поэма, 1874), "La r evolte des fleurs" (1874), "Le Zenith" (1878), "Lucrèce", "La justice" (18 78), "La prisme (1886), "Le bonheur" (1888). П. относили к парнасцам (см.), и он, действительно, сродни им по тщательной отделке формы. Но ему чужда их погоня за формой, их бессодержательная виртуозность; он знает, что выразить в слове всю полноту поэтического замысла невозможно (Au lecteur: "Le meilleur demeure en moi-m ê me ? mes vrais vers ne seront pas lus") и видит в изысканной форме лишь единственное средство воплотить сложное содержание. П. ? один из наиболее выдающихся представителей философской лирики. Источник его вдохновения ? не мимолетные внешние впечатления, но глубокое раздумье о коренных вопросах бытия; в образной форме небольших размышлений или картинок настроения поэт затрагивает важнейшие вопросы метафизики и этики. Скептицизм, проходящий по всем почти его произведениям, не переходит в отчаяние или призыв к индифферентизму; наоборот, в душе человека он обретает те сокровища, которых тщетно ищет поэт во внешнем мире. Таков основной мотив его двух поэм. В мире нет справедливости ? есть злоба, борьба, страдания, ? но она есть в совести человека ("Justice"); счастья не найти ни в жизни чувства, ни в наслаждении мышлением, но оно есть ? в самопожертвовании ("Bonheur"). Поэт презрительно отворачивается от бессильного уныния Мюссе и зовет людей к работе, к самоотречению, к деятельной любви. Люди имеют обязанности к себе, к отечеству, к человечеству ? счастье в исполнении долга. Пусть другие складывают руки перед неумолимостью законов природы и судеб человеческих, он будет бороться, радоваться и страдать вместе с другими людьми. Эти сильные мотивы находят у П. трогательное, мягкое выражение; его широкая, задушевная мысль остается спокойной, несмотря на глубину его волнения ? и это придает его образам особенно нежный отпечаток. Мыслитель, пытающийся поэтическим оком заглянуть в те великие тайны, которые оказываются недоступными рассудочному анализу науки, он все-таки прежде всего лирик, ищущий в поэзии примирения разума и сердца, и находящий его в победе последнего. Кроме поэтических произведений П. написал две ценные работы по теории поэзии: "De l'expression dans les beaux-arts" (1884) и "R e flexions sur l'art des vers" (1892). Многие стихотворения П. существуют в русских переводах Плещеева, Андреевского, Познякова, Чюминой, Апухтина и др. Особенно часто переводилось его известное стихотворение "Le vase bris e".

Ср. Bruneti ère, "Evolution de la poesie lyrique" (1895, leç. 14); Coquelin, "S. P., un poète philosophe" (1882); Caro, "Poètes et romanciers" (1888); An. France, "La vie litteraire" (1893); Frary, "E ssais critiques" (1890); Sainte-Beuve, "Nouveaux lundis" (X, 1863?72); Fellier, "Nos poetes" (1887); истории французской литературы Лансона (русс. пер., т. II, М., 1898) и Пелисье (русс. пер., М., 1895); Guyau, "L'art au point de vue sociale"; Цебрикова, " Поэт-мыслитель" ("Русская Мысль", 1887, II).

Ар. Г.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.