Значение слова ПОНТИФЕКС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ПОНТИФЕКС

(Pontifes, ??????????????, ?????????, ?????????, ??????????) ? Понтифексы (или понтифики) составляли в древнем Риме коллегию sacerdotes publici populi Romani, имевшую высший надзор за отечественным культом. Происхождение коллегии относится к легендарной эпохе царей и связано с именем царя Нумы Помпилия, который, по преданию, организовал коллегию и сам был первым верховным жрецом (Pontilex Maximus). Вопрос о значении имени pontifex и о первоначальной компетенции коллегии П. принадлежит к числу труднейших в области римской истории и права. Большинство древних исследователей производили слово pontifex от pons и facio и толковали его в том смысле, что жрецы, носившие это имя, первоначально должны были наблюдать за ремонтом и постройкой свайного моста в Риме (Pons Sublicius), имевшего в религиозном отношении громадную важность (Варрон, Дионисий, Плутарх, Ливий). Великий П. Муций Сцевола (а также Лукан и Лид) производили это слово от posse и facere так что pontifex = potifex (имеющий власть совершать жертвоприношения). В новейшее время Rubino, Huschke, Mommsen, Jordan, Bouch e -Leclercq полагают, что П. заведовали первоначально постройкой моста через Тибр, как важного центра религиозных церемоний, т. е. повторяют старую гипотезу; Моммзен прибавляет, что П. были вообще инженерами, которым одним были известны тайны чисел и мер. Отсюда исходили их обязанности по составлению календаря, наблюдению за правильным следованием праздников и т. д. По Ланге и Куну (Kuhn), П. первоначально были строители дорог, преимущественно для религиозных целей, причем слово pontifex содержат в себе тот же корень, что в словах: ?????, ?????? и т. д. G o ttling отожествляет слово роntifex со словом pompifex = устроитель церемоний (ср. греч. ?????). Марквардт производит это слово от корня pu, который встречается в словах purus, punio, poena, и видит в П. жрецов-очистителей. Helbig под словом pons подразумевает свайную постройку и предполагает, что П. существовали еще в эпоху италийских озерных поселений и имели отношение к возведению свайных построек. Энман ("Легенда о римских царях", "Ж. M. H. Пр.", 1895), исходя из предположения, что главной обязанностью П. было составление календаря, производит корень pont от глагола pendo, pendeo (вешать, висеть) и ставит его в связь с обязанностью П. вывешивать календарь во всеобщее сведение. Религиозное и политическое значение понтификата было весьма велико, но, по принципу отделения сакрального права от гражданского, понтифики имели отношение к последнему лишь вследствие случайного сходства некоторых их функций с функциями магистратов. На обособленность понтификата от магистратуры указывают яснее всего следующие контрасты: магистраты избирались на год, П. были пожизненными жрецами; магистраты избирались на комициях с полным составом избирательных голосов, П. назначались верховным жрецом, а если позднее (с третьего века) и избирались в трибных комициях, то при участии лишь меньшинства голосов (17 триб из 35); две магистратуры не были совместимы в одном лице, понтификат был совместим с любой магистратурой. В области сакрального права П. представляли собой как бы государство, имея все права, какие были доступны в Риме жречеству. Организация коллегии П. была закончена уже в царский период; в начале республики была создана лишь должность верховного жреца, который заменил собой царя (Ланге полагает, что должность Pontifex Maximus существовала и в царский период) и был носителем власти; остальные члены коллегии составляли его совет (consilium). Так как первоначально одни патриции были членами общегосударственной религиозной семьи, то они одни и имели права на занятие жреческих должностей; плебеи были допущены к понтификату лишь в 300 г. до Р. Хр. Сначала всех членов коллегии П. было пять (шестым, вероятно, был царь или pontifex maximus), с 300 г. - девять (в том числе 4 из плебеев). с 81 г. ? пятнадцать. Выше всех членов коллегии стоял Р. maximus, в лице которого сохранился остаток древнейшего монархического строя. Из quasi-магистратских компетенций ему принадлежало право назначать жрецов, творить суд в пределах сакрального права, управлять сакральной кассой. Право назначения жрецов перешло, вместе с прерогативами царской власти в области сакрального права, к понтификам еще в начале республики. Члены коллегии имели право кооптации, т. е. избрания нового члена из среды жрецов. В 104 г. народный трибун Кней Домиций Агенобарб провел плебисцит, узаконивший новый порядок пополнения коллегии: понтифики должны были выставлять (nоminare) известное число кандидатов, из которых 17 триб жребием выбирали новых П.; за выборами на комициях следовала обычная кооптация. С этого времени соmitiа sacerdotum вошли в порядок государственной жизни и происходили раз в год для высших жреческих коллегий. Отмененный в 81 г. Суллой, закон Домиция был вновь приведен в действие в 63 г., в силу плебисцита Лабиена. С 14 г. выбор жрецов был поставлен в формальную зависимость от сената, действительную ? от императора. Правом давать постановления понтифики обладали не в полной степени: они могли лишь совершать некоторые правовые акты ? adrogatio (переход в другую фамилию), detestatio sacrorum (отречение патриция от родового культа и переход в плебейство), testamenta ? в комициях по куриям. Собравшийся народ не вотировал предложения, но был лишь свидетелем при совершении актов; председателем комиций был pont. maximus. По Моммзену, П. мог лишь делать устное заявление, но не давать постановления. В сакральном судопроизводстве роль П. ограничивалась подачей мнения, установлением вины и т. п. Право налагать наказание pont. maximus имел лишь по отношению к жрецам (фламины, жертвенный царь) и весталкам. Последних он, вместе с коллегией, имел право приговорить к погребению заживо в случае нарушения обета целомудрия. Духовное имущество находилось в распоряжении общины; П. могли лишь распоряжаться теми суммами, которые поступали специально в их кассу (arca pontificum) из штрафов и т. п. П. имели высшее наблюдение за культом отечественных богов и право авторизации во всех вопросах общественной и частной религии. Инсигниами П. были simpulum (сосуд для возлияний), secespita (жертвенный нож), dolabra (секира), aspergillum (кропило), galerus (особая прическа с головным убором), apex (конусообразная шапочка). При священнодействиях и церемониях П. или сам был жрецом и священнослужителем, или фигурировал при священнодействующем магистрате в качестве советника и помощника. В первом случае П., как жрец высшего ранга, служил олицетворением отеческой власти, которая была неотделима от жреческой в области домашнего культа. Государство представляло собой громадную семью, духовный отец которой ? pontifex ? был свершителем фамильного культа так называемых dii patrii, причем весталки и фламины считались как бы его детьми. Regia (дворец), где заседала коллегия П., был местом культа Януса, Юноны, Марса, Квирина, Сатурна, общественных пенатов и ларов. Кроме регии, П. исполняли жреческие обязанности и в других храмах, в разных частях города и по поводу разных случаев, так как римские храмы не имели постоянного причта, кроме храмовых сторожей (aeditui). Под наблюдением П. происходило принесение искупительных жертв в случаях погрешностей против обрядовой стороны, допущенных магистратами и др., нарушений божественного права, искупления продигий, произнесения обетов, посвящения богам. П. указывали, какому божеству и когда надо молиться, какие меры принимать для умилостивления богов в каждом данном случае и т. п. На обязанности П. лежало составление и обнародование календаря, заключавшего в себе программу государственного богослужения. Как жрецы и высшие блюстители культа, П. должны были первые знать и сообщать во всеобщее сведение, какие дни посвящены каким богам, какие дни должны считаться неприсутственными, какие дни освящены каким воспоминанием, когда следует вставить високосный месяц для восполнения солнечного периода. За отсутствием научных познаний и вследствие господства суеверия, они плохо исполняли эту задачу; кроме того, они часто пользовались своей прерогативой в политических целях, сокращая или удлиняя год для продления или сокращения срока магистратуры, контрактов, судебных процессов и т. п. Поэтому в I в. действительный римский год значительно отстал от астрономического, и Цезарь, производя в 46 г. реформу календаря, должен быть принять год, следовавший за введением реформы, в 445 дней. При распределении праздников в году, П. намечал лишь постоянные (stativae); подвижные (conceptivae) и чрезвычайные (imperativae) устанавливались консулом и городским претором. Далее, П. были хранителями религиозного архива, который состоял при регии. Документы, хранившиеся в этом архиве, носили общее название libri pontificum пли pontificii, а порознь имели следующие наименования: 1) album pontificum ? хронологический список членов коллегии; 2) acta pontificum ? протоколы служебных актов коллегии; 3) indigitamenta ? формулы молитв на все случаи жизни; 4) обрядовые предписания; 5) соmmentarii pontificum ? сборник декретов (decreta) и ответов (responsa), составивших римское обычное право и содержавших толкование на законы XII таблиц. Они имели в судах силу законов и сделались источником права. В 200 г. Aelius издал первый трактат по римскому праву, воспользовавшись комментариями П. В сборник входили также legis actiones; 6) Fasti ? календарь; 7) Fasti consulares ? списки консулов; 8) Annales maximi ? летопись, выставлявшаяся публично в регии. В 130 г. прежние летописные доски были уничтожены, вследствие обилия существовавшего в это время исторического материала; позднее оставшийся летописный материал был издан в 80 книгах. 9) Leges regiae ? кодекс сакрального права. К религиозной юрисдикции относились дела по заключению браков per confarreationem, по составлению завещаний, по совершению заупокойных обрядов. Юрисконсультcкие обязанности, по традиционной преемственности, до конца республики лежали на П., которые были и богословами, и юристами, и давали советы в области как сакрального, так и гражданского права. К ним обращались все желавшие начать какое-нибудь гражданское дело (agere) за указаниями, какой надо применить закон, какие совершить формальности; с этой целью коллегия выделяла одного члена, который в течение года давал консультации частным лицам. Legis actiones были изданы в 304 г., вместе с календарем, курульным эдилом Кн. Флавием. Значение П. в области юриспруденции и религиозного права было особенно велико в первое время республики, когда еще патриции не были уравнены в правах с плебеями. Как сторонники патрицианской партии, П. играли значительную роль в этой борьбе, пока демократия не подорвала их влияния изданием fasti и legis actiones, в результате чего было допущение плебеев к понтификату (с 300 г., в силу Lex Ogulniа). Первым Р. maximus из плебеев был в 254 г. до Р. Хр. Тиберий Коррунканий. Сильный удар понтификату был нанесен в 131 г. консулом П. Лицинием Крассом, который, будучи вместе с тем Р. maximus и не имея права покидать Италию, отправился с войсками в Азию. С этого времени закон, запрещавший Р. maximus выезжать из Италии, не раз нарушался в I-м в. носителями гражданской власти (напр., Цезарь, в сане Р. maximus, вел войну в Галлии). Вообще в I-м в., с разрушением основ республиканских учреждений, упал на время и авторитет понтификата. Август, однако, вновь возвысил значение коллегии, сделав титул Р. maximus императорским. Для исполнения текущих дел была учреждена (с 155 г.) должность промагистра, назначавшегося на год. Традиционное уважение к понтификату пережило язычество, и если Грациан в 382 г. отказался от этого титула, то лишь для того, чтобы порвать с древней религией. Позднее титул Р. maximus перешел к римскому первосвященнику ? папе. Как sacerdotes populi Romani, П. были свободны от воинской повинности, от податей и остальных гражданских тягостей. Их внешними знаками отличия, кроме служебных, были toga praetexta и почетные места на общественных зрелищах. Кроме описанной коллегии П., которые назывались также р. maiores, или Vestae, существовали еще pontifices minores, в числе трех, состоявшие при коллегии р. maiores в качестве секретарей, и pontifices Solis ? коллегия, учрежденная в правление Аврелиана. Списки П. изданы Буше-Леклерком и Марквардтом, в нижепоименованных трудах.

Литература. J. Gutherius, "De veteri iure pontificio urbis Romae libri quatuor" (в "Thesaurus" Graevii V т. 1 ? 224); Bosius, "De pontifice mахimо Romae veteris" (включая П. времен империи, ib., 2 25 ? 312); Huellman, "Jus pontificium der Ro mer" (Бонн, 1837); Ambroscb, "Studien und Andentungen im Gebiet des altr o mischen Bodens und Cultus" (Бреславль, 1839); его же, "Quaestionum pontificalium procemium" (Бреславль, 1847?1851); Rubino, "De augurum et pontificum numero" (Марбург, 1852); L u bbert, "Commentationes pontificales" (Берл., 1859); Bardt, "Die Priester der vier grossen Collegien aus r o misch-republicantscher Zeit" (Берл., 1871); Bouche-Leclercq "Les pontifes de l'ancienne Rome" (Пар., 1871); его же, "Manuel des Institutions Romaines" (1886, стр. 510 ? 531); Lange, "R omische Alterlu mer" (I, стр. 345 ? 376 и passim 1876); Schwede, "De pontificum collegii pontificisque maximi in republica potestate" (Лпц., 1875); Habel, "De pontificum Romanorum inde ab Augusto usque ad Aurelianum condicione publica" (Бреславль, 1888); Wulf, "Der Altr omische pontifex maximus (1861); Mommsen, "Ro misches Staatsrecht" (II т., 18 ? 70, В., 1877); Marquardt, Die R o m. Staatsverwaltung" (III т., 234 ? 321, Б., 188 5); Madvig "D. Verfassung u. Verwaltung des Ro mischen Staates "(II, 612 ? 633, Лпц., 1883); Виллемс, "Римское государственное право" (Киев, 1888, I вып., 348 ? 354); Modestow, "Der Gebrauch der Schrift unter den R o mischen Kцnigen" (Берл., 1871); Mommsen, "Der Kalseriliche Oberpontificat" ("Zeitschrift f. Numismatk", I, 238 ? 244, 1874); Smith, "Dictionary of Greek and Roman antiquities" (II вып., 460 ? 463, Лондон, 1891).

Н. Обнорский.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.