Значение ПАФНУТИЙ, ЛЖЕЕПИСКОП КАЗАНСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ПАФНУТИЙ, ЛЖЕЕПИСКОП КАЗАНСКИЙ

(Шикин) ? лжеепископ казанский (+ в 1890 г.). Был поставлен московским Антонием (Шутовым) в 1856 г. для вновь открытой тогда архиерейской кафедры казанских раскольников. До смерти Антония (1881) П. пользовался репутацией искреннего, убежденного окружника и смелого обличителя грубых раскольнических лжеучений, которые старался распространять среди поповцев австрийского согласия Антоний Шутов, оставшийся беспоповцем, несмотря на свое мнимо-архиерейское звание. Окружное послание П. принял под свою защиту, как только увидел двусмысленное, а потом и явно враждебное к нему отношение Антония. В возникшей затем борьбе между окружниками и противоокружниками П. постоянно являлся горячим сторонником первых, отстаивал из и за границей, на раскольнических соборах по делу Окружного послания. В "Замечаниях уклонений от иерархического порядка, учиненных архиепископом Антонием по одноличному своему произволу" (напечат. в приложениях ко 2-му вып. "Современных летописей раскола", издан. в 1869 г.) П. обличает лжеучения Антония и разные антиканонические действия, запечатленные беспоповским характером. Антоний поручил Онисиму Швецову составить от имени Антония "Отзыв на письмо П., епископа казанского". Пафнутий, со своей стороны, составил "Замечания на отзыв московского архиепископа Антония" (напечат. в приложении к "Летописи происходящих в расколе событий", 1891, ¦ 3). Кроме того, П. написал сочинение: "Раскольнический лжеучитель Швецов перед судом одного из своих собственных епископов" (напечат. после смерти П., М., 1891). П. был человек хорошо начитанный, видевший лживость многих раскольнических мнений, не питавший особенной вражды к православной церкви. Голос его очень ценился умеренными и разумными старообрядцами. Чуждый раскольнического фанатизма, П. возмущался теми проявлениями его, какими особенно отличался Антоний Шутов. Избрание в московские архиепископы ничтожного невежды Савватия (1881 г.) П. принял за личное себе оскорбление. Желание стать во главе раскольнической иерархии заставило П. заискивать перед властными в расколе людьми, для чего он пожертвовал даже Окружным посланием. Однако происки П. не имели успеха и уронили его в глазах его приверженцев. Переход его на жительство в Черемшанский женский скит (близ Хвалынска) поставил его в неприязненные отношения к саратовскому раскольническому епископу Паисию, в епархии которого находится Черемшан, и породил между ними вражду, из-за которой П. нарушал церковные правила. В Черемшане П. оставался до самой смерти, отправляя священнослужение, несмотря на мероприятия, принятые московским раскольническим духовным советом с целью его "обуздания". См. "Летопись происходящих в расколе событий" ("Братское слово", 1891, ¦ 3).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.