Значение ВЛАДИМИР (УЖИНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ВЛАДИМИР (УЖИНСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Владимир (Ужинский) ( 1777 - 1855 ), архиепископ Казанский и Свияжский .

Родился 22 марта 1777 года.

В 1807 году пострижен в монашество .

30 мая 1811 года возведен во игумена Деревяницкого Воскресенского монастыря Новгородской епархии.

15 ноября того же года переведен в Антониев монастырь в сане архимандрита .

С 7 марта 1816 года - настоятель Валдайского Иверского монастыря .

10 марта 1819 года переведен в Юрьев монастырь.

11 мая 1819 года хиротонисан во епископа Ревельского , викария С.-Петербургской епархии.

Наименование «Ревельский», то есть Таллинский, было условным. На самом деле владыка Владимир (Ужинский) стал помощником Санкт-Петербургского митрополита, ему приходилось вращаться в придворных кругах. Епископ Владимир оказался в столице в сложное для Церкви время, когда император Александр I увлекался мистицизмом и огромное влияние на него оказывал князь Голицын Александр Николаевич . С 1817 года Голицын был министром духовных дел и народного просвещения, то есть сосредоточил в своих руках руководство Русской Православной Церковью, другими основными конфессиями и системой образования. Активно развернулась деятельность Библейского общества по переводам Священного Писания на разные языки, в которую принудительно вовлекали архиереев. Пользовавшийся ранее влиянием архимандрит Фотий (Спасский) оказался в опале.

Епископ Владимир отрицательно относился к далеким от Православия формам мистицизма и явно протестантскому характеру деятельности Библейского общества, но не показывал этого открыто. Он оказывал помощь Фотию, помещенному «под надзор» в Деревяницкий монастырь под Новгородом (Новгородская губерния входила в Санкт-Петербургскую епархию), своей властью ослабил условия его заточения, хотя это и было рискованно.

С 12 апреля 1822 года - епископ Курский и Белгородский .

В 1824 году ситуация в столице изменилась. Теперь Голицын был в опале, а архимандрит Фотий (Спасский) стал пользоваться большим влиянием, Библейское общество было распущено. Но епископ Владимир не воспользовался хорошим отношением нового императорского советника по духовным делам, и его карьера шла своим чередом.

15 марта 1828 года он был вызван из Белгорода в Санкт-Петербург на год для присутствия в Синоде . Но на самом деле его деятельность в Синоде продолжалась два с половиной года, и в Курскую епархию владыка Владимир не вернулся.

28 марта 1831 года возведен в сан архиепископа Черниговского .

В Чернигове проявил себя как строгий администратор, стремился к ликвидации многих местных особенностей в организации церковного управления и приходской жизни, оставшихся от времен относительной «автономии» украинских губерний и епархий. Владыка Владимир завершил многие дела о недостойном поведении священнослужителей и церковнослужителей, накопившиеся при предыдущих архиереях за много лет, причем многие представители духовенства были лишены санов и должностей, отданы в солдаты.

Преобразовал управление епархией по великороссийскому стандарту, создав вместо дикастерия консисторию .

Ежегодно архиепископ Владимир совершал длительные поездки по епархии (кроме 1833 г., когда был тяжело болен). В соответствии с местными традициями поездки архиерея были своеобразной формой «полюдья» – сбора дани с приходов в виде дорогих подарков. Владыка Владимир категорически запретил подарки и бытовавшую до этого складчину духовенства. Во время объездов он много служил и произносил проповеди, полемизировал со старообрядцами.

С 19 сентября 1836 года - архиепископ Казанский .

Всего за месяц до этого, 20-21 августа, в Казани, остававшейся тогда без архиерея (архиепископ Филарет (Амфитеатров) находился в Санкт-Петербурге и вопрос о его переводе на другую кафедру был решен), побывал император Николай I . Побывав в Благовещенском соборе и осмотрев территорию кремлевского архиерейского дома, Николай приказал снести зимнюю Богородице-Рождественскую церковь, расширить Благовещенский собор и сделать его теплым и достроить, наконец, архиерейский дом в Кремле. Средства на все это были выделены, а руководить работами пришлось вновь назначенному архиерею.

Уже через год владыка Владимир переехал в Кремль, а в 1841 году завершились работы по перестройке Благовещенского собора. С этого времени архиерейские служения в кафедральном соборе стали повседневным явлением. Службы архиепископа Владимира, всегда сопровождавшиеся проповедями, привлекали большое количество верующих.

В 1838 году он был вызван для присутствия в Синоде, которое вновь затянулось на два года. Но по возвращении в Казань владыку Владимира вновь ждали тяжелые заботы.

24 августа 1842 года в Казани был невиданный ранее пожар, пострадали почти все городские храмы, в том числе кафедральный Благовещенский собор, расширение которого завершилось лишь два года назад, Петропавловский собор, сгорел комплекс зданий духовной семинарии. Восстановление нормальной церковной жизни явилось сложной задачей для правящего архиерея. Казанская духовная семинария была переведена в здание духовного училища, а училище переведено в Свияжский Успенский монастырь . Уже через два года кафедральный собор был восстановлен.

Владыка Владимир сыграл большую роль в том, что император Николай I выделил значительные суммы для восстановления как храмов, так и гражданских и жилых зданий города. Для реализации этих средств был создан Строительный комитет, действовавший пять лет, членом которого был и архиепископ.

Ему пришлось заниматься и организацией работы открытой в 1842 году Казанской духовной академии , хотя формально академия ему и не подчинялась. Но, по описанию историка Казанской духовной академии Петра Васильевича Знаменского , именно архиепископ Владимир руководил организацией строительных работ. При этом все было организовано совершенно безупречно, ни рубля не было украдено, безупречно велась вся технологическая и финансовая документация [1] .

В результате к концу его управления епархией академия переехала в собственный городок, включающий четырехэтажный главный корпус, флигеля, больницы, парк, в которых и находилась до 1918 года. Казанский архиепископ часто бывал и в семинарии, лично знал не только преподавателей, но и большинство семинаристов.

Владыка занимал независимую позицию в отношениях со светской властью.

Казанцам запомнился следующий эпизод: при губернаторе Стрекалове откупщики (предприниматели, выкупившие монопольное право торговли спиртными напитками на определенной территории), которым он покровительствовал, чинили в Казани произвол, с их помощью полиция устраивала массовые обыски у жителей, в том числе у духовенства, ища следы изготовления домашнего пива, налагала крупные штрафы, даже находя густой квас, утверждая, что он заготовлен для приготовления пива. Когда они пришли в дом священника Смоленско-Варлаамовской церкви, он запер поверенного откупщика и квартального надзирателя в погребе и пришел к архиепископу Владимиру. Владыка велел священнику отпустить запертых. На следующий день они пришли с жалобой к архиепископу, но архиепископ заявил им: «Как вы смели прийти в дом священника... вы грабите народ, вы отнимаете у бедняка последнее удовольствие. Вон, негодяи!» После такого мужественного отпора откупщик должен был отступиться [2] .

1 марта 1848 года по собственному прошению был уволен на покой в Свияжский Успенский монастырь , причем не был назначен настоятелем, как это обычно практиковалось.

Скончался 16 декабря 1855 года. Архиепископ Казанский и Свияжский Григорий (Постников) находился тогда в Санкт-Петербурге, присутствовал в Синоде, поэтому отпевал владыку Владимира викарный епископ Чебоксарский Никодим (Казанцев) .

Погребен в пристрое к Никольскому храму Свияжского монастыря, около колокольни монастырского собора, рядом с кельей святителя Германа Казанского . Могила, к сожалению, не сохранилась.

Архиепископ Владимир был известен как ученый и великолепный проповедник. Но единственная сохранившаяся его проповедь была опубликована через много лет после смерти [3] .

Труды

Слово, говоренное на обновление кафедрального собора г. Казани по освящении придельного при нем храма, во имя св. мч. блгв. князей Бориса и Глеба 1846 г., июня 24 дня. // Православный собеседник. 1878. авг. с. 313-318.

Литература

Булгаков. с. 1401, 1404, 1417.

Толстой Ю. № 232.

Денисов. с. 245.

Строев. стб. 48, 54, 61, 74, 267, 290, 512, 635.

Юбилейный сборник. с. 319.

Высокопреосв. Владимир, архиеп. Казанский и Свияжский. Казань, 1898.

Известия Казанской епархии. 1885. № 22. с. 825-826.

-"- -"- 1907. № 10. с. 300.

Письма митр. Киевского Евгения (Болховитинова) к В.Г. Анастасевичу. // Русский архив. 1889. кн. II. с. 341.

По поводу полувека со времени возобновления Зимнего Дворца. // Русский архив. 1889. кн. III. с. 110 п/с. 29.

Православный собеседник. 1907. нояб. с. 6 (протоколы).

Исторический вестник. 1888. нояб. с. 26.

Русская старина. 1885. июль. с. 168.

Н.Д. с. 26, 50, 57, 77.

БЭЛ. т. VII. с. 717-718.

БЭС. т. II. с. 1139, 1502, 2364.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2814

http://kds.eparhia.ru/bibliot/istoriakazeparhii/arhipastyri/...t_9/

[1] В этом может убедиться любой исследователь: огромное количество чертежей, смет, отчетов, расписок хранится в фондах 408 (Губернская строительная и дорожная комиссия) и 10 (Казанская духовная академия) Национального архива Республики Татарстан.

[2] Михайлов И.И. Казанская старина // Русская старина 1899. № 10. – С. 102.

[3] Слово на погребение митрополита Амвросия (Подобедова) в Софийском соборе Новгорода// Странник. СПб., 1860. – Кн. 1. – С. 156-168.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.