Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Герман (Садырев-Полевой) (+ 1567 ), архиепископ Казанский и Свияжский , святитель .
Память 23 июня , 25 сентября , 6 ноября , в Соборе Тверских святых
В миру Садырев-Полевой Григорий. Родился в городе Старице , происходил из древнего боярского рода Садыревых-Полевых, ведущего свое начало от князей Смоленских. В молодые годы Григорий принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия [1] . В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком .
В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря , узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом . По их просьбе Герман принял от Тверского епископа, Акакия , рукоположение в священство и был возведён в сан архимандрита.
Вступив в управление монастырём, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве - как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав преподобного Иосифа Волоцкого .
Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову , впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединённым подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матвей Башкин , не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу , святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 года. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.
В 1555 году, после покорения Казани , там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске . Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.
Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.
12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского . Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края.
В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на Московскую митрополичью кафедру . Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита.
В сие время, беседуя с Иоанном Грозным наедине, он хотел испытать его сердце: начал говорить с ним, как должно первосвятителю, о грехах и христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж с некоторою силою. Упомянул о смерти, о страшном суде, о вечной муке злым. Иоанн задумался, вышел от него с лицем мрачным, пересказал любимцам своим речи архиепископа и спрашивал, что они думают? Алексей Басманов ответствовал: "Думаем, государь, что Герман желает быть вторым Сильверстом : ужасает твое воображение и лицемерит, в надежде овладеть тобою, но спаси нас и себя от такого архипастыря". - "Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу", - передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором. Митрополитом же Московским был избран свт. Филипп (Колычев) [2] .
Около двух лет святитель пробыл в опале. Он один поднял искренний голос за святителя Филиппа, когда царь требовал его осуждения. 6 ноября 1567 года [3] скончался, полагают, что опричники были его убийцами. Его похоронили в церкви святителя Николая Гостунского .
Князь Курбский в сказаниях своих говорит о кончине святителя Германа так: "овии глаголют удушенного тайно за повелением его (царским), овии же ядом смертоносным уморенна". О свойствах же святителя изъясняет:
...и бе он яко тела великаго муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистину святаго жительства, и священных писаний последователь и ревнитель по Бозе, и в трудах духовных мног... человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастях и бедах объятым, також и к убогим милостив зело .
По просьбе жителей города Свияжск, мощи святителя в 1592 [4] году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген , тогда митрополит Казанский.
Использованные материалы
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6532.htm
http://days.pravoslavie.ru/Life/life2493.htm
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_136
[1] Впоследствии свт. Гурий - архиепископ Казанский (+ 1563). Святой Гурий был настоятелем обители с 1542 до 1551 года.
[2] Свт. Филипп убит в 1569 г. по приказу Ивана Грозного.
[3] По др. источникам - 1568 г.
[4] по др. сведениям - 1595 г.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент