Значение ПАРИС, ГАСТОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ПАРИС, ГАСТОН

(Paris) ? знаменитый французский исследователь средневековой литературы, родился в 1839 г., с 1872 г. занимает кафедру своего отца, Полена П. (см.), в Coll è ge de France; с 1896 г. член Французской акад., в которой занял кресло Пастера. В начале своей научной деятельности П., закончивший свое образование в германских университетах и слушавший в Бонне знаменитого Фридриха Дица (см.), проводил приемы и методы немецкой школы, являясь горячим поборником их во Франции. Сюда, между прочим, относится его "Histoire poetique de Charlemagne" (1866). Его критическое издание "Vie de saint Alexis, po ème du XI siè cle" (1872, в сотрудничестве с Панье), было признано "пролагающим новые пути" по смелости постановки вопроса, строгой методичности приемов и оригинальности выводов. Дальнейшие издания П.: "Chansons du XV si è cle" (1875), "Vie de saint Gillеs" (1881), "Extraits de la Chanson de Roland" (4 изд., 1893) и др. В 1872 г. он издал перевод грамматики романских языков Дица. В "Journal des Savants" появился ряд его монографий, увлекательных по форме и оригинальных по содержанию: "Les fabulistes latins" (1884?85), "Les cours d'amour" (1888), "Les chants populaires du Pi emont" (1889), "Les origines de la poesie lyrique" (1892), "La le gende de Saladin" (1893), "Le Roman de Renard" (1895). Многие из них вышли и отдельными изданиями. Исследования П. печ. и в "Histoire litt e raire de la France". Отдельными изданиями появились статьи и лекции его под загл. "La po esie au Moyen Age" (1885?95), краткое, но в высшей степени содержательное руководство "La litt erature francaise an moyen-â ge" (2 изд., 1890), "Le juif errant" (1889), "Penseurs et po e tes" (1896; этюды о Джемсе Дарместетере, Ренане, Сюлли-Прюдоме и др.). Часто расходясь с Тэном в постановке вопросов и приемах исследования, П. усвоил себе его исключительно историко-культурный метод при изучении литературы. Научные работы П. не исчерпываются, однако, изучением памятников и гипотезами, порой блестящими, относительно темных вопросов о "зачатках" или генезисе известного историко-литературного явления, формы слова, звука: у него, как и у Тэна, живое чувство поэзии нередко приводит к тонкой оценке того или другого произведения и с точки зрения чисто художественной. Некоторые из таких оценок П. (суждения о Chanson de Roland, о кельтской поэме, о Тристане и Изольде, о Roman de la Rose, о поэзии Гильома Машо и др.) считаются образцовыми по своей меткости.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.