иначе сокровенные, апокрифы (см.) ? появились в русской письменности почти одновременно с книгами каноническими. Они дополняли и уясняли многие библейские рассказы и отвечали на возникавшие при чтении Библии вопросы, вследствие чего была очень популярны у нас, как у греков и южных славян, откуда они перешли к нам. Уже в начальной летописи, в изложении проповеди греческого философа перед кн. Владимиром св., находится ряд апокрифических подробностей, взятых из Палеи (см.), заменявшей нашим предкам Ветхий Завет. О. книги, приобретая все большую популярность, принимали у народа значение канонических книг; нередко даже священнослужители смешивали те и другие. Отсюда явилась необходимость в списках книг канонических и апокрифических; такие списки появились в постановлениях соборных (59-е правило лаодикийского собора), в постановлениях апостольских, в сочинениях отцов церкви. В "Святославове Сборнике" 1073 г. помещена статья "Богословца от словес", где находится такой список, приписываемый Иоанну Богослову. Оригинал этого списка ? греческое стихотворение, приписываемое в рукописи то Иоанну Богослову, то Григорию Богослову; такой же список находится в рязанской Кормчей 1284 г, и повторяется, с разными изменениями, в других кормчих, церковных уставах, потребниках и т. д. Особенно подробен список в Погодинской Кормчей XIV в. (¦ 31); он русского происхождения и составлен на основании прежних индексов, греческих, юго-славянских и русских. В XVII в. пересмотренный индекс напечатан в Кирилловой книге (1644 г.). Несмотря на распространение этих списков, О. книги не переставали пользоваться значительной популярностью и входили в сборники и книги, наряду с подлинными сочинениями особенно уважаемых отцов церкви (в Торжественники, Измарагды, Минеи). Они подвергались разного рода переработкам, дополнениям; списки апокрифов нередко представляют значительные варианты. О. книги оказали сильное влияние на нашу древнюю литературу. "В памятниках древней письменности, говорит исследователь апокрифов проф. Порфирьев, апокрифические элементы распространены так сильно, что в редком из них мы не встречаем если не апокрифического сказания, то по крайней мере какой-нибудь апокрифической подробности". Изобилуют ими наши древние наломники; под их влиянием создавались разные жития, "Поучение Владимира Мономаха", духовные стихи (см.). Апокрифы обыкновенно делятся на ветхозаветные и новозаветные (их перечисление ? см.); к ним присоединяются ложные молитвы и гадательные книги.
Литература об О. книгах в русской письменности. Об индексе "книг истинных и ложных" ст. А. Пыпина, "Для объяснения статьи о ложных книгах" ("Летоп. Археогр. Ком.", 1862, вып. I). Издания: А. Пыпин, в 3 вып. "Пам. старинной рус. литер." Кушелева-Безбородка (СПб., 1862): Н. Тихонравов, " Памяти, рус. отреч. литературы" (1863, т. I и II); Порфирьев, "Апокрифич. сказания о ветхозаветн. лицах" (СПб., 1877; XVII т. "Сборн. отд. рус. яз. Акд. Наук"); Попов, "Библиогр. материалы" (вып. I, II, XVI); Порфирьев, "Апокрифич. сказания о новозаветных лицах и событиях" (СПб., 1890); Историч. Палея издана А. Поповым в "Чтен. Общ. Ист. и Древн." (1881, кн. I), Толковая Палея ? "Общ. Люб. Др.Письм." (СПб., 1891) и учениками Тихонравова (M., 1890?1897 2 вып.). Исследования: А. Пыпин ("Русское Слово", 1862, ¦ 1 ? 2); Порфирьев, "Апокрифич. сказания о ветхозаветных лицах и событиях" (Казань, 1872); Успенский, "Толковая Палея" (Казань, 1876); Жданов, "Палея" ("Киев. Унив. Изв.", 1881); Веселовский, "Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе" (СПб., 1872) и "Опыты по ист. христиан. легенды" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1875, ¦ 4); Сперанский, "Апокрифич. Евангелия" (M., 1895); M. Соколов, "Материалы и заметки по старин литер." (M., 1888); В. Сахаров, "Эсхатологич. сочинения и сказания" (Тула, 1879); Шепелевич, "Этюды о Данте. Видение ап. Павла" (Харьков, 1891?92); В. Истрин, "Откров. Мефодия Патарского и видения Даниила" (M., 1897); В. Мочульский, "Историко-литерат. анализ стиха о Голубиной книге" (1887); Красносельцев, "К вопросу о греч. источниках Беседы трех святителей" (Одесса, 1890); И. Жданов, "Беседа трех святителей и Joca monachorum" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1892, ¦ 1); Пыпин, "Заметки по литер, археологии" ("Древности M. Арх. Общества", 1867, май); Порфирьев, "Апокрифич. молитвы "("Труды IV археол. съезда", Казань, 1891, т. II); Сумцов, "Очерки истории южно-рус. апокрифических сказаний" (Киев, 1888). Греческие тексты славянских апокрифов: Тишендорф, "Acta apostolorum apocrypha" (Лпц., 1851) и "Apocalypses apocryphae" (Лпц., 1866); Migue, "Dictio n naire des apocryphes" (т. I и II, 1856?58); А. Васильев, "Anecdota graeco-byzantina" (M., 1893). Обзоры апокрифов в русской литературе у Порфирьева, "История русской словесности" (ч. I) и А. Н. Пыпина, "Легенды и апокрифы" ("Вестник Европы", 1894, ¦ 3).
А. Лященко.