Значение КАЛЕНДАРЬ БИБЛИОГР. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

КАЛЕНДАРЬ БИБЛИОГР.

(библиогр.) — роспись дням известного года, с обозначением времени подвижных праздников, указанием, каким числам месяца соответствуют дни недель того года, и с присовокуплением разных сведений астрономических, статистических и др., характера вообще справочного. Росписи дням года с указанием праздников и т. п. составлялись уже древними египтянами, у которых они носили название almenichiaka — коптск. слово, через исп. арабов перешедшее в Европу в форме альманах (см.). Это последнее слово, которому ошибочно приписывалось арабское происхождение, поныне употребляется для обозначения К. в языках англ., голл., датск., исп., итал., нем. и французском. У древних римлян также были росписи дней года с подразделением их (dies fasti, nefasti, intercisi, comitiales), перечислением празднеств, игр, жертвоприношений и т. п. и с присовокуплением заметок об исторических событиях, а также с обозначением восхода и захода созвездий. Первоначально такие росписи велись понтифексами, а с 304 г. до Р. Хр. составлялись и издавались также и частными лицами. Назывались они fasti (поэтический праздничный К. под этим названием принадлежит Овидию); под К. (calendarium) римляне первоначально разумели книги, в которые кредиторы записывали проценты, вносившиеся ежемесячно в дни календ. Впоследствии К. и греч. словом ???????? стали называться книги, в которых no месяцам и дням года означались празднества богам, дни рождения императоров, дни собрания сената, разного рода предсказания и т. п. До нас дошел подобный К. времен императора Констанция, 354 г. по Р. Хр. Замечателен и др. К., написанный в 448 г. и составляющий переход от языческих К. к христианским (оба эти К. изданы в "Acta Sanctorum", июнь, т. VII). С того времени в христианском мире постоянно составлялись списки и сборники более или менее пространных сказаний о святых и праздниках, приуроченных к известным дням, которые по различным своим особенностям назыв. К., Святцами, мартирологом, прологом, синаксарем, минеями (см.). У русских и южных православных славян вместо К. употреблялся термин месяцеслов, что есть дословный перевод греч. слова ??????????; термин минолог поныне сохраняется в К., издаваемых духовным ведомством. У протестантов вовсе нет святцев, а есть только календарь с поминальными днями, в который, наряду с именами некоторых ветхозаветных праотцев и апостолов, а также праздниками Господними, вносятся имена разных исторических лиц и богословов и названия событий, почитаемых важными для протестантов. В средние века К. (приложимые ко всем годам) помещались во главе молитвенников и богослужебных книг. Но уже в XIV в. появляются К. светского содержания. Едва ли не древнейшим печатным К. следует считать немецкий К., изданный Иоанном де-Гамундия (Hans von Schw?bisch-Gm?nd) в 1439 г., на двух деревянных досках in folio (хранится в королевской библиотеке в Берлине); затем К. напечатаны были в Аугсбурге в 1470, 1481 и 1483 г. В середине XV ст. издал альманах "pro annis pluribus" венский астроном Георг Пейербах. Затем Региомонтан (см.) в 1476 г. (или 1473) издал в Нюрнберге на латинском яз. первые астрономические эфемериды (см.) на 30 лет; он же напеч. в 1473 г. нем. К. Под именем альманахов К. ежегодно стали выходить в Вене с 1491 г. Около того же времени появились и другого рода К., в которых, наряду с предсказаниями о погоде и прорицаниями астрономическими, сообщались сведения о временах, наиболее благоприятных для разных земледельческих работ, для кровопусканий и др. предприятий. Впервые такой практический К. издан был на немецком яз. Иоанном Блаубиром (Blaubier) в 1481 г. В 1493 г. вышел в Париже такой народный К. под заглавием: "Le grand Compost de bergers". С 1550 г. издавал подобного рода К. известный Нострадамус. Из его произведений черпали полною рукою следовавшие за ним составители К., Иосиф Мульт и Матье Ленсберг, присоединяя к метеорологическим предсказаниям Нострадамуса рассказы о явлении драконов, звезд и комет, прорицания политические и разные забавные анекдоты; особенно славился своими предсказаниями люттихский К. Ленсберга. Такого рода К. или альманах, представлявший собою целую энциклопедию, считался предметом первой необходимости в каждом крестьянском доме. С 1700 г. стал издаваться столетний К., который впервые обработан был аббатом Кнауером и в котором за каждый месяц сообщались сведения о состоянии погоды 100 лет тому назад; в то время господствовало убеждение, что перемены погоды повторяются через каждые 100 лет. В XVIII в. К. придано было просветительное значение; на них стали смотреть как на орудие к распространению общеполезных знаний в народной массе. Одним из первых таких К. был "Nationalkalender" Христ. Андре (Брюнн, с 1810). Современная литература К., общих и специальных, издающихся в Зап. Европе, до того многочисленна, что не поддается никакому обозрению. Особенно замечателен готский альманах (см.). Впервые генеалогические и политические сведения введены были в "Status particularis regiminis Ferdinandi II" (Вена, 1637), но образцом для дальнейших послужил парижский "Almanach Royal", который стал издаваться в 1679 г., а с 1699 г. стал давать генеалогию царствующих в Европе домов, перечисление высших лиц управления и т. п. Ему стали подражать в1700 г. в Пруссии, в 1728 г. — в Саксонии, а в 1730 г. — "Royal Calendar" в Англии. В Древней Руси сведения, входившие в состав старинных зап. К.-альманахов, были разбросаны по разным рукописям: святцы составляли отдельную книгу; наставления о том, что делать и чего не делать в известные дни, содержались уже в Святославовом изборнике 1075 г., где, напр., под 30 апреля указано: "репы не яждь"; впоследствии появились и отдельные рукописи о часах и днях добрых и злых, о днях лунных, громник, молнияник и др., принадлежавшие к числу отреченных книг. Начиная с XVI века, западные альманахи начинают проникать в Россию через Польшу \[В Польше К. носили название "минуций". Древний или польский К.", известный только в отрывках, относится к 1516 г. Особенно славились К. с астрологическими предсказаниями, издавшиеся Краковской академией\] и Швецию. Первый полный рукописный К.-альманах появился у нас в 1664 г.; за ним следует "годовой разпись или месечило" на 1670 г., посвященный царю Алексею Михайловичу. Позже в посольском приказе переводились: с немецкого — К. "королевства свейского математика" Иоанна-Генриха Фохта на 1691, 1695 и 1696 г., а с польского — К. Станислава Словаковича на 1696 г. Были и другие рукописные К. Западные К.-альманахи осуждаются "Домостроем", как непозволительная ересь и чародейство: дьякон Федор, раскольничий писатель XVII в., упрекает царя, что он "Альмонашник любит". Первым печатным русским К. считается "Святцы или К", изд. Копиевским в Амстердаме в 1702 г.; имеются, однако, сведения о карманном "К. или месяцеслове", напечатанном славянским шрифтом, по-видимому, в Киеве, в 1700 г. ("Российская библиография", 1881 г., № 79, стр. 63). Настоящая серия ежегодных печатных К., но тоже переводных, началась московским К. на 1709 г. и петербургским на 1713 г. В печатных К. Петровского времени помещались: краткая хронология событий, знаки месячные, имена 7 планет и знаки зодиака; в каждом месяце означались Евангелия и апостолы, святцы, фазисы луны, предсказания погоды; после месяцеслова шли разные витиеватые пророчества, иногда в стихах, о войне, мире, болезнях; определялось время, когда пускать кровь. В петербургском К. на 1714 г. впервые указано, что в нем время исчислено по меридиану и широте СПб., и в первый раз помещены восход и заход солнца, долгота дня и ночи. Церковным шрифтом К. печатались при Петре в Киево-Печерской лавре; один из них, на 1721 г., составлен Квасовским из Корвена, "присяжным транслатором его королевского прусского величества", который позднее издавал на славянском языке К. в Кенигсберге и, между прочим, напечатал "К. на сто лет. По штилю иулианскому..." (1730-1830), получивший большое распространение в зап. губерниях. Первый из рус. народных К. — стенной вечный К. Фосбейна, напеч. в Москве в 1705 г. Сонные листовые народные К., иногда с родословием русских царей или другими отрывочными сведениями, печатались в течение всего XVIII и первой половины XIX ст., несмотря на привилегию, предоставленную Акд. наук. Самый полный из всех стенных К., доселе известных, — так назыв. Брюсов К. (см.), свод всего астрологического материала и суеверий, содержавшихся в древнерусских отреченных книгах (ср. Ф. Керенский, "Древнерусские отреченные верования и Брюсов К.", в "Ж. М. Н. Пр.", 1874, т. 172 и 173). Знания по астрономии распространял рукописный К., составленный на 1720 г. Алексеем Изволовым; предсказаний о погоде в нем вовсе нет. При самом основании Акд. наук (1724) ей предоставлено было исключительное право издавать К. Впервые право это Акд. наук осуществила в 1727 г., издав К. на 1728 г., после чего академические К. выходили ежегодно до 1869 г. С 1770 г. они носили название месяцесловов. Содержание первого академического К. было вполне научное; в нем имелась даже статья, направленная против астрологии; но уже в следующем выпуске появилось приложение о состоянии здоровья на целый год с астрологическими заметками — правда, с оговоркою, что эти заметки делаются только для любителей, при чем рассказан анекдот, иллюстрирующий их нелепость. Лишь в К. на 1766 г. исчезли знаки дней, в которые надобно рубить лес, стричь волосы, принимать слабительное, пускать рожечную и жильную кровь; предсказания о погоде оставались до 1804 г. В приложениях помещались иногда научные статьи по астрономии, метеорологии и физике, а также статьи содержания географического, исторического, позднее статистического, наконец, хронологический обзор современных событий. В К. на 1755 г. в первый раз явился "реестр губерниям, провинциям и городам в Росс. империи находящимся", а в месяцеслове на 1779 г. — "росписание городов, с показанием их расстояний от СПб., Москвы и от губернских городов"; в месяцеслове на 1831 г. впервые присоединены: "росписание городов и местечек в Царстве Польском и в Финляндии", "таблица народонаселения городов и др. примечательных местечек в Росс. империи", а в современной хронологии стали отмечать смерть замечательных лиц; в следующем году некрология таких лиц была выделена из современной хронологии. С 1837 г. прилагались гравированные на стали портреты царствующих особ и изображения воздвигнутых в России памятников. Академические месяцесловы имели преимущественно просветительное значение, особенно в прошлом столетии; справочная же часть их совершенствовалась довольно медленно. Еще большее просветительное значение имели частные месяцесловы, издававшиеся академией. Таковы ежегодные "Месяцесловы с наставлениями" на 1768-1785 годы, в которых помещались небольшие статейки по астрономии, физике, метеорологии, истории открытий, хозяйству, гигиене и проч.; К. и месяцесловы "географические", "исторические", "исторические и географические", "К. в пользу домостроительства и экономические". Издавала акад. в прошлом столетии и другие специальные, наприм. "К. на 1762 г. с описанием почтовых станов в Росс. государстве". Наконец, на обязанности академии лежало и составление адрес-К., т. е. росписи должностных, лиц, и придворного К. Первый адрес-К. изд. был в 1775 г. и с тех пор появлялся ежегодно, под разными заглавиями. В 1868 г. составление адрес-К. перешло от академии к департаменту герольдии Правит. Сената, а в 1894 г. возложено на вновь образованную инспекторскую часть гражданского ведомства. Начало издания придворного К. неизвестно: сохранился "Придворный К. на 1735 г.", но непрерывная серия их начинается лишь с 1745 г. С 1868 г. придв. К. издается министерством двора. В нем, кроме общекалендарных сведений, помещается придворный штат и сведения, необходимые для лиц, имеющих приезд ко двору (до 1825 г. печатался и список кавалеров всех росс. орденов). Академия наук ревниво охраняла свою привилегию на издание К.; тем не менее, издавались в России К. и помимо акд. Так, целый ряд месяцесловов издал в прошлом столетии Вас. Рубан; при Киево-Печерской лавре выходили на 1797-1800 гг. ежегодные "Киевские месяцесловы", которые, по словам Филарета, составлялись Иринеем Фальковским; на 1814-1855 гг. выходил "Морской Месяцеслов" и т. п. К. иногда входил еще в состав литературных альманахов (см.), но вообще он не считался у нас необходимой принадлежностью изданий этого рода. В 1800 г. академические месяцесловы расходились в количестве не более 16-17 тыс. экз.; в отдаленных городах они совсем не продавались или продавались по несоразмерно высоким ценам. В это время, помимо акд., издавались в России, между прочим, следующие К.: 1) Directorium — в Полоцке иезуитами; 2) два К. в Вильне, один "Астрономический", другой "Политический", служивший адресным К. для бывшей Польши; 3) два К. в Киеве, один церковный, другой "Астрономо-Политический"; 4) маленький немецкий К. в Риге, для Лифляндии и Курляндии. Указ 10 дек. 1800 г. запретил издание всех этих К., кроме Directorium'a и святцев, выходивших в Вильне. Вскоре за тем обнаружилось, что в России издавались еще немецкие альманахи и К. латышский, финский и еврейские; указом 27 июля 1801 г. все они были разрешены, "как не политические, адресные или астрономические, но простонародные", а 19 дек. 1801 г. состоялся именной указ, разрешивший вообще печатать провинциальные К. во всех тех местах, где они прежде издаваемы были. В 1855 г. привилегия акд. наук была ослаблена тем, что губернским начальствам, сначала в Воронеже, а затем и в других местах, разрешено было издавать "Памятные книжки" (см). Наконец, в 1865 г. предоставлено было всем желающим издавать К. Первыми частными издателями К. выступили Г. Гоппе и А. Гатцук. Последний издал в Москве "Крестный К." на 1866 г., ценою в 10 к. В составлении плана этого К. и обработке помещенных в нем сведений принимали участие, между прочим, проф. Погодин и Бодянский. В этом К. охвачены были почти все сферы церковных и гражданских интересов, по которым русскому человеку всего чаще приходится справляться. Громадный успех "Крестного К.", который стал расходиться в сотнях тысяч экземпляров, привлек к делу издания К. других предпринимателей, для которых К. Гатцук послужил образцом, хотя многие из них (К. Ступин, А. Суворин) значительно усовершенствовали календарное дело. В настоящее время число К.умножилось у нас до чрезвычайности. Они бывают общие и специальные. Общие К. могут быть распределены по 3-м группам, сообразно продажной цене, которая в календарном деле имеет очень большое значение. Главными представителями общедоступных К. ценою в 10-20 к., являются "Крестный К." Гатцука, "Современный К." К. Ступина (М., с 1889), "Домашний иллюстрированный К." В. Губинского (М., с 1884), "Всеобщий Русский К." И. Сытина (М., с 1884). Все это К. не только для справок, но и для чтения. Представителем второй группы К. может служить "Царь-Колокол. Иллюстрированный К.-альманах" Дашкевича, ценою в 60 коп. К третьей группе принадлежат К. сравнительно дорогие, ценою в 1 р. и более, напр. "Всеобщий К." Г. Гоппе (СПб., с 1867) и "Русский К." А. Суворина (СПб., с 1872). Умножились за последнее время и специальные календари, предназначенные для людей известной профессии или класса или же сообщающие сведения об отдельных местностях. Важнейшие из специальных К. первого рода: "Карманный военный К." Добржинского (с 1874 г., один для нижних чинов, другой для офицеров); "К. и справочная книжка русского сельского хозяина" О. Баталина (с 1875); "Лесной К.", изд. при содействии В. Собичевского и Н. Шафранова (с 1875 по 1882 г.); "К. пчеловода на 1893 г." В. Изергина; "Карманный охотничий К. на 1893 г." Н. Анофриева; "Юридический К." М. Острогорского (с 1877); "К. для юристов" Д. Чичинадзе (с 1893); "К. для врачей всх вдомств" В. Анрепа и Н. Воронихина; "Медицинский К." Г. Герценштейна; "К. для учителей" Ф. Гельбке; "К. и настольная книжка для матерей и хозяек" М. Кауфмана. К. этого рода по цене своей в большинстве случаев не могут быть отнесены к числу общедоступных. В 1887 г. Я. В. Абрамов начал было издавать "Сельский календарь", приноровленный к нуждам крестьянства. Специальные К., относящиеся к отдельным местностям, ничем, в сущности, не отличаются от "Памятных книжек" (см.). В "Русско-славянском К.", изданном СПб. Славянским благотворительным обществом на 1890 и 1891 гг., предполагалось собирать возможно точные сведения о России и друг. славянских землях, но издание дальше двух выпусков не пошло. Литература о К. в ст. Библиография (см.).А. Я.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.