Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Апокриф (от греч. αποκρυφος - тайный, сокровенный), произведение с библейским сюжетом, не включенное Церковью в библейский канон .
Слово "апокриф" было впервые употреблено Иринеем Лионским в сочинении " Против ересей ".
Апокрифы делятся на ветхозаветные, новозаветные, житийные.
К апокрифам Ветхого Завета , то есть книгам, не внесенным в еврейский канон, относятся: Маккавейские книги , книга Иудифи , книга Товита , книга премудрости Иисуса, сына Сирахова , книга Премудрости Соломона , книга пророка Варуха , вторая и третья книги Ездры, послание Иеремии . Некоторые отцы церкви ставили ветхозаветные апокрифы наравне с каноническими книгами. Тридентский собор включил их в канон [1] (кроме 3 и 4 кн. Ездры), лютеране не признает за ними одинакового значения с книгами Священного Писания; англиканская церковь их вовсе отвергает; Православная Церковь рекомендует как душеполезное чтение. Русская православная Библия , как и славянская, содержит 11 неканонических книг Ветхого Завета.
К апокрифам Нового Завета принадлежат несколько евангелий (Иакова, Никодима и др.), деяний апостольских, 6 посланий и 4 апокалипсиса. Большинство новозаветных апокрифов являются еретическими , искажающими христианское вероучение.
К житийным апокрифам относятся непринятые Церковью литературные произведения житийного характера.
В Древней Руси одновременно с распространением христианства широко распространились и апокрифы, так называемые отречённые книги ; многие из них, проникнув через Болгарию, являлись переводами и переработкой греческих апокрифов (" Хождение Богородицы по мукам ", апокрифы о Соломоне и Китоврасе и др.). Русские тексты апокрифов дошли до нас в списках (самые ранние относятся к XI в.). В Изборнике Святослава 1073 перечислены книги "сокровенные" , т. е. апокрифические. Однако некоторые апокрифы вошли в XIV в. в " Великие Четьи Минеи ". Многие апокрифы сохранились в списках в монастырских библиотеках (например, в Соловецком монастыре ).
Сведения, подчерпнутые из апокрифов часто служили основой для иконографии целых сцен (например Рождество Пресвятой Богородицы , Введение во храм Пресвятой Богородицы , Успение Пресвятой Богородицы и т.д.).
[1] Поэтому ветхозаветные апокрифы называют также второканоническими
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент