? митрополит киевский и всея Руси. Грек по происхождению, присланный в Россию константинопольским патриархом в 1104 г., Н. правил в Киеве до самой смерти (1121), отличаясь "кротостью" и "ученостью". Он написал несколько произведений нравоучительного характера на греческом языке, из которых до нас дошли в славянском переводе: 1) "Послание к великому князю Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств"; 2) "Поучение о посте к народу"; 3) "Послание о латинянах" к тому же Мономаху и 4) "Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу". Первое "Послание" любопытно по попытке автора представить рациональные доказательства необходимости поста и воздержания. "Поучение" о посте может служит материалом для характеристики нравственного состояния нашего древнего общества. По характеру оно целиком примыкает к таким безыскусственным произведениям, как сочинения Луки Жидяты и Феодосия Печерского. В посланиях против латинян, писанных на вопросы князей и заключающих в себе, главным образом, пункты отличия западной церкви от восточной, дается, между прочим, наставление о полном воздержании от общения с латинянами: "Ни ясти, ни пити, но поставити отдельно трапезу". Митр. Макарий указывает еще одно послание Н. (по Кормчей Румянцевского музея ¦ 233) к неизвестному князю, весьма сходное и по содержанию, и по изложению с посланием к Ярославу Святополковичу. Послания Н. напечатаны в "Русских Достопамятностях", ч. I и III, в "Памятниках российской словесности XII в." Калайдовича и во II т. "Истории русской церкви" Макария. См. также Шевырев, "История литературы" (ч. II).
В. P?в