Значение НИКИФОР (ПАРАСХЕС-КАНТАКУЗИН) в Православной энциклопедии Древо

НИКИФОР (ПАРАСХЕС-КАНТАКУЗИН)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Никифор (Парасхес-Кантакузин) (1540-е - 1599 ), архидиакон , экзарх Вселенского патриарха, священномученик .

Память в Соборе Белорусских святых

Родился в Константинополе , в состоятельной семье в 1540-х годах. Образование он получил в Италии в Падуанском университете, где учились многие православные греки. Немалое число православных, обучавшихся в те времена в Италии, попадало под влияние западной культуры и уходило из Церкви, причем некоторые становились активными противниками Православия. С Никифором этого не произошло, хотя некоторое время он после окончания университета оставался в Падуе, где преподавал греческий язык.

Свою верность православию Никифор выразил тем, что принял сан диакона и стал служить в православном соборе святого Марка в Венеции , где пробыл семь лет, занимая должность проповедника. Несомненно, что за долгие годы жизни в Италии он хорошо изучил римо-католицизм и западную культуру.

В начале 1580-х годов, он оказывается в Константинополе и вскоре начинает занимать видное положение в Константинопольской Патриархии . Нигде в известных документах не говорится о том, был ли Никифор монахом. Однако известный нам путь его жизни позволяет утверждать, что своей семьи у него не было - вероятно он был монах или целибат . С самого начала своей деятельности в Константинополе Никифор проявил необычную энергию в защите учения и традиций Православия. Так, поездка в Молдавию в город Яссы за сбором средств в патриаршую казну привела его к необходимости выступить за сохранение старого календаря и против уже тогда насаждаемой унии .

В этот же период он познакомился с такими видными деятелями как князь Константин Острожский и канцлер Я. Замойский . Они пригласили Никифора преподавать в основанных ими школах. Естественно, что Никифор принял приглашение православного князя Константина и отверг просьбу католика Замойского. Однако, несмотря на конфессиональные расхождения и проблему календаря, у Никифора сложились в этот период хорошие отношения с польским канцлером.

В период заточения патриарха Иеремии на острове Родос Никифор проявил исключительную активность в делах Константинопольского Патриархата. Ему пришлось столкнуться с крайним упадком дел в Патриархии. Он употреблял все свои силы на восстановление законной власти и порядка в Церкви, но потерпел поражение. Его отправили в ссылку на остров Кипр . Он был также оклеветан перед русским послом, что имело немалое значение, поскольку русское влияние на дела Константинопольского Патриархата в то время было весьма велико.

Однако, Никифор бежал из заключения и вновь включился в борьбу за канонический строй в Церкви. За время отсутсвия патриарха Иеремии управлять расстроенными делами Патриархата пришлось Никифору, что было тяжелой задачей, так как Патриархия была разорена и имела огромные долги.

Никифор очень чтил патриарха Иеремию, которого называл человеком святой жизни и патриарх Иеремия был возвращен на престол благодаря его усилиям. Однако возвращение Иеремии на престол в конце 1587 года не освободило Никифора от тяжелых обязанностей по налаживанию дел в Патриархии. Патриарх Иеремия решил самолично отправиться "на святую Русь " просить помощи, а местоблюстителем патриаршего престола оставил Никифора. Таким образом Никифор, оставаясь в сане диакона, в общей сложности, в течение трех лет управлял делами Патриархата - возможно уникальный случай в истории Православной Церкви.

Прозвище "мудрейший", которое было присвоено Никифору, соответствовало его дарованиям и размаху деятельности. Он пользовался любовью и полным доверием патриарха Иеремии несмотря на многочисленных врагов, пытавшихся скомпрометировать его в глазах патриарха. Особые права, которые Никифор получил в качестве экзарха , были утверждены грамотой двух патриархов - Иеремии и Мелетия Александрийского .

В борьбу с унией экзарх Никифор первоначально вступил в Молдавии , организовав осуждение унии на Соборе в Яссах летом 1595 года, нарушив планы римо-католиков. По инициативе Никифора был отстранен епископ Георгий (Могила) , проводивший униатскую линию. Одновременно решения Ясского Собора, в которых уния резко и сурово осуждалась, явились поддержкой для православных в Польше , сопротивлявшихся насильственному введению унии.

В период пребывания Никифора в Молдавии, там сложилась острая ситуация. Осуждение унии прозвучало 17 августа, а в сентябре к Яссам подошел польский военный отряд под начальством Я. Замойского, давно знакомого с Никифором. Но в октябре сюда подошли 42-тысячные войска татар и турок , окружившие поляков. Неподалеку находилась еще одна 40-тысячная турецкая армия. Никифор вступил в переговоры с турками и сумел добиться отвода татарского войска, чем спас поляков.

На молдавском господарском престоле, благодаря Никифору, был утвержден Иеремия Могила , брат отстраненного епископа Георгия. Другим кандидатом был турецкий ставленник, но именно христианин Иеремия, польский кандидат, получил помощь от экзарха. Возможно, что Никифор, собиравшийся в это время ехать в Польшу по делам унии, рассчитывал на признательную оценку его действий со стороны польского правительства. Но вопреки таким ожиданиям гетман Замойский коварно предложил Никифору заехать в пограничный город Хотин для встречи с ним. На самом деле это была ловушка и Никифор, приехав в Хотин, был тотчас арестован как турецкий шпион. Никифор провел в заключении полгода. Опасаясь его влияния на православных, польское правительство и король Сигизмунд III не собирались его выпускать.

Тогда Никифор бежал из заключения, но вместо возвращения в безопастность в Константинополь , он углубился в польские земли с целью выполнить свой долг по защите Православия от унии. Прибытие Никифора в Брест на Собор , куда он явился под покровительством князя Константина Острожского, имело решающее значение для дальнейшего развития событий. Архидиакон Никифор с его громадным опытом и умом сумел организовать православных и провести заседания православной стороны так, что решения православного Собора получили законную силу, а униаты были осуждены. Донесения в Рим папского нунция и приставленного к Никифору иезуита Петра Аркудия , свидетельствуют о растерянности, беспокойстве и ожесточении римо-католиков. Никифор, по их мнению, был очень опасен, подрывал авторитет короля, присвоил себе неподлежащую власть и т.д.

Сразу после Собора начались гонения на православных, но и в этих условиях Никифор продолжал вести себя независимо и бесстрашно. Когда Кирилл (Лукарь) и другие греки поспешно покинули страну, Никифор остался, продолжая организовывать сопротивление унии, рассылая послания, ободряя и убеждая малодушных. Он пребывал в землях князя Константина Острожского и преподавал в Острожской академии .

Вскоре Никифор был обвинен в шпионаже в пользу Турции . Инициатором преследования Никифора выступил гетман Я. Замойский. Никифор был привлечен к суду, на котором обвинителям не удалось ничего доказать. Обвиняли Никифора не только в шпионаже, но и в других преступлениях, обеспечивающих ему смертную казнь: чернокнижие , убийство, прелюбодеяние с матерью султана, враждебные Польше действия в Молдавии. Все эти обвинения не имели под собой почвы, а лишь изобличали ненависть к Никифору со стороны организаторов унии. Никифор держался независимо и решительно отвел все обвинения. Суд закончился полным провалом обвинителей, однако Никифор на свободу выпущен не был.

Без всякого приговора он был отправлен в Мальборгский замок. Хотя судьбой экзарха интересовался Турецкий султан, король Сигизмунд III заверил его, что Никифор помогает казакам и является московским шпионом. Ходатайства греческих иерархов, в частности, Александрийского патриарха Мелетия, были проигнорированы польским правительством. Князь Константин Острожский, выступавший в защиту Никифора, также не проявил особой настойчивости.

Через два года после процесса Никифор умер в заключении от голода. Смерть Никифора тщательно скрывалась поляками, но тем не менее, в настоящее время обнаружено несколько документов, с достоверностью свидетельствующих о его насильственной смерти. Важнейшим из них является обнаруженное Жуковичем письмо Ипатия Поцея Яну Сапеге с упоминанием "изменника Никифора, издохшего в Мальборке". Другие два свидетельства принадлежат православным. В одном из них говорится, что Никифор замучен в 1599 году; в другом он упоминается вместе со Стефаном Зизанием , также пострадавшим за Веру.

Святой Синод Белорусской Православной Церкви , рассмотрев житие, труды, подвиги и церковное служение архидиакона Никифора, прославил его в лике священномучеников в числе местночтимых святых Белорусского Экзархата деянием от 31 января 2002 года. Так как день его мученической кончины неизвестен, при его прославлении его имя лишь было внесено в Собор Белорусских святых .

Молитвы

Тропарь, глас 5:

Земли Греческия отрасль преславная священномучениче архидиаконе Никифоре, латинских лукавствий обличителю, веры православныя утверждение, за Христа быв гладом уморен, на небеси песнь Ему поеши дивную; о нас моли спастися душам нашим .

Кондак, глас 3:

На соборе Берестейстем, Никифоре премудрый Экзарх, отступивших от веры Православныя посрамил еси, ныне же во граде небеснем у Христа Царя со ангелы ликуеши .

Литература

Куракин, Ю. Н., "Политический процесс над константинопольским экзархом Никифором (Парасхесом-Кантакузином) в истории Брестской унии 1596 г.", сборник Славяне и их соседи , вып. 4, Москва, 1992, 122-144.

Использованные материалы

Салтыков, Александр, прот., Куракин, Ю. Н., "Священномученик архидиакон Никифор", доклад на III Минских епархиальных чтениях, осень 1995:

http://www.church.by/resource/Dir0262/Dir0263/Page0290.html

"Деяние Святого Синода Белорусской Православной Церкви о канонизации архидиакона Никифора Кантакузена, Экзарха Вселенского Патриарха (+1599)", 18/31 января 2002 года, Минск:

http://www.church.by/resource/Dir0205/Dir0206/index.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.