(Mu ller) ? фамилия многих немецких художников, из которых наиболее достойны быть упомянутыми: 1) Андреас-Иоганн-Якоб-Генрих М. (1811?90), исторический живописец, ученик Шнорра и Корнелиуса в Мюнхене, а потом К. Зона и Шадова в Дюссельдорфе. В 1837?42 гг. жил в Италии, по возвращении из которой поселился в Дюссельдорфе, где впоследствии был профессором Акад. худ. и хранителем художествен. коллекций. Главный его труд ? фрески в црк. св. Аполлинария в Ремагене на Рейне, исполненные в сотрудничестве с Дегером; кроме того, им исполнено для разных церквей большое количество образов, отличающихся строгостью стиля и, с участием своего сына, Карла М. (родился в 1842 г.), украсил стенной живописью одну из зал дворца в Зигмарингене. 2) Карл М . (1818?93) ? брат предыдущего, также исторический живописец, ученик Зона и Шадова в Дюссельдорфе. Подобно своему брату, занимался преимущественно религиозной живописью в строго-церковном характере, участвовал в росписи фресками Аполлинариевской црк. в Ремагене и был профессором Дюссельдорфской акад. Лучшими из его станковых картин считаются: "Благовещение" (в Дюссельдорфской галерее), "Явление Христа двум апостолам в Эммаусе", "Чудо св. Елизаветы с розами" и нек. др. 3) Иоганн-Георг М. (1822?1849), архитектор и поэт, родом швейцарец, ученик Ф. Кубли в С.-Галлене и Зибланда в Мюнхене. Отправившись в 1842 г. в Италию, довольно долго жил во Флоренции и сочинил там превосходный проект отделки фасада местного собора. По возвращении на родину, трудился над сочинением проектов швейцарского национального памятника и цюрихского железнодорожного вокзала. Последние два года своей жизни провел в Вене, где по его плану и рисункам была сооружена, отчасти уже после его кончины, альтлерхенфельдерская црк. в оригинальном, хотя и не лишенном недостатков стиле, представляющем смесь немецкой и итальянской романтики. Поэтический талант Иоганна-Георга М. выказался в его дневнике пребывания в Италии. Эрнст Фёрстер посвятил этому рано умершему симпатичному художнику сочинение под заглавием: "J.-G. Muller, ein Dichter und Kunsterleben" (С.-Галлен, 1851). 4) Виктор М. (1829?71) ? исторический живописец, ученик сперва Антверпенской акад. худ., а потом Кутюра в Париже, по окончании своего образования работал до 1865 г. во Франкфурте-на-М., а затем, до конца своей жизни, в Мюнхене. Писал картины на сюжеты, заимствованные из мифологии, средневековых легенд и произведений поэзии, отличаясь при этом благородным идеализмом и в особенности блестящим колоритом. Лучшими из его работ считаются: "Геро и Леандр", "Гамлет и Офелия", "Снегурочка у семи карликов", "Прогулка, из Фауста", "Ромео и Джульетта", "Тангейзер в гроте Венеры" и "Лесная нимфа". 5) Иоганн-Готтгард фон М. , один из первостепенных граверов, род. в Бернгаузене, близ Штуттгарта, в 1747 г. Получив общее образование в Гимназии этого города и художественную подготовку в Рисовальной школе герцога Карла-Евгения, в течение шести лет учился рисованию и живописи в Штуттгартской акад. худ., у Гибаля, и в 1770 г. отправился в Париж, где основательно изучил гравирование под руководством Вилля. В 1776 г., за представленные Парижской академии портреты проф. Леранбера и Галоша, был принят в ее члены и в том же году был вызван вюртембергским герцогом обратно в Штуттгарт, на должность профессора гравирования в тамошней Акад. Занимая эту должность до 1794 г., образовал многих искусных граверов, в том числе своего сына Иоанна-Фридриха-Вильгельма М. (см. ниже), и ввел снова в почет линейную манеру, в его время клонившуюся к упадку. Умер в Штуттгарте, в 1830 г. Из его произведений, достоинство которых состоит в превосходном рисунке, в красивой накладке штрихов и особенно в прекрасной передаче живописного эффекта, наиболее уважаются любителями гравюр: "Лот и его дочери", с Гонтгорста, "Битва при Бюнкерсгилле", с Дж. Трюмбюля, "Мадонна делла-Седиа", с Рафаэля, "Св. Цецилия", с него же, "Св. Екатерина", с Л. да Винчи, "Мадонна" с Л. Спады и портреты Л.-Э. Виже-Лебрен (с ее оригинала), Людовика XVI в коронационном костюме (с Дюплесси), Вилля, живописца Граффа, Дальберга и Шиллера. Подробный каталог всех его гравюр, равно как и работ его сына, издан Андерсеном (Лейпциг, 1865). 6) Иоганн-Фридрих-Вильгельм М. ? сын предыдущего, подобно ему даровитый гравер, род. в Штуттгарте в 1780 г., сначала учился у своего отца, а затем, с 1802 г., совершенствовался в Париже, где вскоре приобрел известность гравюрами со статуй Венеры Арльской и Юности (обе исполнены для великолепного издания Mus ee francais), портрета наследного принца вюртембергского и "Св. Иоанна Богослова", с Доменикино. В 1809 г. сделал поездку в Италию, был потом придворным гравером в Штуттгарте и с 1814 г. состоял профессором гравирования в Дрезденской акад. худ. Здесь М. предпринял главный своа труд ? знаменитую, доныне высоко ценимую гравюру с Сикстинской Мадонны, и занимался им до конца своей жизни. Усидчивость при исполнении этой работы и напряженное старание достигнуть в ней полного совершенства подорвали его силы: он заболел душевно и физически и ум. в 1816 г. в Пирне, близ Дрездена. Из его произведений, сверх вышеупомянутых, особенно мастерскими могут быть признаны большой эстамп "Адам и Ева", с Рафаэля, и портреты Якоби, с оригинала Цолля, Шиллера, с колоссального бюста работы Даннекера, Гуфеланда, с Тишбейна и нек. др. 7) Иоганн-Эдуард M. (1828?95) ? выдающийся скульптор, ученик Гэфса, в Антверпене, с 1857 г. жил в Риме и исполнил там ряд идеальных статуй и групп, отличающихся прекрасной композицией, необыкновенной жизненностью и мастерской техникой, каковы, напр.: "Сатир с трагической маской" (1870), "Испуганная нимфа", "Ева с детьми" (1877) и колоссальная мраморная группа "Прометей и Океаниды", считающаяся лучшей из всех произведений этого художника (1874?79; находится в Берлинской национальной галерее).
A. c ? в .