Значение МОДРЖЕВСКИЙ АНДРЕЙ-ФРИЦ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое МОДРЖЕВСКИЙ АНДРЕЙ-ФРИЦ

(Modrzewski, в латиниз. форме Modrevius, 1503?1569 или 1570) ? польский публицист; был близок к реформатору Яну Ласкому, за границею познакомился с Меланхтоном; по возвращении на родину обратил на себя внимание 4-мя речами "De poena homicidii" (Kpaков, 1543?64), вызванными пропозициею короля, угрожавшей шляхтичу за убийство денежной пеней, а крестьянину ? повешением. В другой речи, "Oratio Philalethis peripatetici", М. выступает против распоряжения, запрещавшего мещанам приобретать поземельную собственность. Его "Oratio de legatis ad concilium mittendis" (Краков, 1546) направлена против той холодности и апатии, с которою польское духовенство отнеслось к Триентскому собору; он требует посылки на собор представителей интересов польского народа и польской церкви. Эти сочинения обратили на М. внимание Сигизмунда I и королевича Августа, назначившего автора своим секретарем (1546); ему пришлось участвовать в целом ряде посольств, а в 1553 г. он был утвержден войтом в Вольборже. К этому времени относится окончание обессмертившего его сочинения "Commentariorum de republica emendanda libri quinqu e " (книги 1?3, Краков, 1551; первое полное изд., Базель, 1555). Здесь он по порядку рассматривает обычаи, статуты, войско, церковь и школу, высказывая везде пожелание не радикальных реформ, но частичных, постепенных улучшений. Он желает равного покровительства закона для всех и попечения о школах, как о государственных учреждениях. Это соч. вскоре было переведено на франц., немецкий, испанский и польский язык ("О poprawie Rzeczypospolitej", Ласк, 1577); в Риме из-за него М. прослыл еретиком. В 1561 г. у М. был жестокий литературный спор с Оржеховским по поводу религиозного диспута с ним в Вальборже; на нападения со стороны Оржеховского М. отвечал брошюрами "Narratio Simplex" (1561) и "Orichovius" (1563). Последние годы жизни М. прошли в занятиях религиозными и богословскими вопросами; сюда относятся его сочинения: "De Ordinibus Ecclesiae" (посвященное Папе), "Libri tres de peccato originis, de libero arbitrio, de providentia et praedestinatione Dei aelerna". По поручению Сигизмунда Августа М. приготовил сборник и разбор богословских мнений по вопросу о Св. Троице, под заглавием "Silvae", где стоял за созыв национального собора, который бы занялся объединением сект и вероисповеданий без внимания к постановлениям Триентского собора. Рукопись этого сочинения, долженствовавшего печататься в Базеле, была похищена в дороге; Пий V, узнав о содержании ее, приказал лишить М. как еретика должностей и владений. Это было приведено в исполнение, и старику М. пришлось скитаться последние годы жизни по чужим людям; тем не менее, он прибавил к своим "Silvae" еще две части, в которых доказал неизменность своих убеждений; они появились в печати уже после смерти автора, под заглавием "A. F. Modrevii Silvae IV" (1590). О М. писали J. M. Ossolinski ("Wiadomosci histor. Krytyczne", т. III); St. Nowicki, "J e drze j-Frycz Modrzewski" (Варш., 1856); A. Malecki ("Bibl. Ossolinskich", т. V, 1864); St. Tarnowski ("Przeglad Polski", 1869); В. И. Ламанский (речь в СПб. отделе Славянского комитета в 1874 г.).

Л.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.