(Mekka, Makka, Om-el-Kora у арабов, т. е. мать городов) ? священный город магометан, родина Магомета, поставившего каждому правоверному в обязанность хоть раз в жизни посетить М.; лежит в арабской провинции Геджас, в узкой, бесплодной долине, окруженной обнаженными вершинами и орошаемой ручьем Вади-эль-Тарафеин. Состоит из Верхнего и Нижнего города и нескольких предместий. Улицы широки, но грязны; одна только большая площадь, на которой главная мечеть. Во время богомолья открывается масса лавок и кофеен. Защищена М. несколькими сторожевыми башнями и двумя крепостями. Вода в колодцах солоноватая; лучшая вода приходит по водопроводу за 40 км. 50?60 тысяч жителей (прежде ? более 100 тысяч). Гавань М. ? Джидда на Красном море. Средоточие жизни города и всего магометанского мира ? главная мечеть, Бейт-Уллах, т. е. Божий Дом, или Эль-Харам, т. е. Неуязвимая, к которой не смеют приближаться ни христиане, ни иудеи. Это ? старинное строение, не отличающееся ни красотой, ни величиной, с 19 воротами и 7 минаретами, замечательное только Каабой (см.). Теперь богомольцы (хаджи) отправляются в М. все более и более не караванным путем, а морем, особенно из Британской Индии и нидерландского Малайского архипелага, а также из русских владений. Из этих стран число хаджей увеличивается, из других ? значительно уменьшается; нет прежних богатых приношений, и вместе с тем падает значение М.; многочисленные школы и благотворительные учреждения в упадке; промышленность ограничивается изготовлением огромного количества четок; торговля незначительна, а прежде М. была центром обмена между Аравией, прочей Азией, Европой и Африкой. При Птолемеях М. называлась Макарабай; при Магомете принадлежала корейшитам, а после него, вместе со всей областью, стала собственностью его потомков и долго отстаивала свою независимость от халифов. Позднее османские султаны приняли титул охранителей священных городов М. и Медины, но влияние их было ограниченно. В 1803 г. М. взята и разграблена вагабитами; позже Мегмет-Али, египетский паша, подчинил ее своему владычеству; в 1840 г. она перешла к Турции. В XVI в. итальянцу Л. Бартеме, переодетому в арабское платье, удалось посетить М. Позже посетили и описали М.: Бадиа Лебиа (1807), Зеетцен (1809), Буркгардт (1811), Рош (1842), Бертон (1852), Мальтцан (1860), Сноук-Гургронье (1885).
Ср. Burton, "Personal narrative of a pilgrimage to El Medina and Mecca" (3 изд., 1879); Kean, "Six months in the Hejaz" 1881), Snouck-Hurgronje, "Mekka" (Гаага, 1889) и его же, "Bilder aus M." (Лейден, 1889).