? гравер на дереве и аквафортист, род. в Пруссии, неподалеку от Вержболова, в 1856 г.; начальное образование получил в СПб., в Приюте реформатского прихода, а потом учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств, где с 1872 г. специально занимался ксилографией под руководством Л. Серякова. В 1875 г. поступил в ученики имп. Акад. худ. Получив от нее медаль за политипажную гравюру с этюда головы Иоанна Крестителя, сделанного А. Ивановым для его картины "Явление Мессии", был отправлен, в 1880 г., на средства вел. кн. Владимира Александровича, в Париж и совершенствовался там в гравировании на дереве у Паннемакера, причем изучал также офортное дело под руководством Гальяра. По возвращении своем в СПб., в 1884 г. был приглашен в преподаватели обоих родов гравирования в Центральное училище технического гравирования бар. Штиглица, где занимает эту должность и до настоящего времени. В 1894 г., при введении в действие нового временного устава Акад. худож., получил в ней место профессора, которое перед тем занимал уволенный в отставку гравер-бюренист И. Пожалостин. Многочисленные политипажи М. ? портреты и воспроизведения картин, рисунков и фотографий ? появлялись в журналах "Пчела", "Русская Старина", "Исторический Вестник", "Живописное Обозрение", "Всемирная Иллюстрация" и др., а также в изданиях "Родное Слово" Ушинского, "Детское Чтение" Бородина и Острогорского, "Иллюстрированная история Петра Вел." и "История Екатерины II" (изд. А. Суворина), "История русской литературы" П. Полевого и нек. иных. Из офортов этого художника достойны внимания "Собственный портрет Рембрандта" (с картины, находящейся в Лейхтенбергской галерее), "Мария Магдалина", с Мурильо (с оригинала той же гал.), "Христос, Судия мира". с В. Васнецова, и портреты художника В. В. Верещагина, В. Гаевского, актера В. Самойлова и сенатора Д. Ровинского.
А . С-в.