(Mars, Mamers, Mavors, Marmar, Maurs) ? считался одним из коренных италийских божеств, которому поклонялись на всем протяжении Италийского п-ова, а позже ? и в провинциях, где культ аналогичных туземных божеств слился с культом национального италийского бога. Раньше всего М. был богом весны, на что указывают праздники его, падавшие на весну и особенно на месяц март, названный его именем (см. Ver sacrum; в связи с ними находится посвящение М. племен ? Marsi, Mamertini, Marrucini ? и городов ? Mamertium, Marrubium). Были в честь М. праздники и в другие теплые времена года, т. е. летом и осенью. Почитание М. продолжалось, таким образом, целых 8 месяцев, которые, по своей важности сравнительно с коротким и бесполезным для поселянина зимним временем года, составляли в сущности год. Как представитель растительной силы природы за год, М. считался богом года, годового благоденствия (annona, от annus = год). Отсюда понятна связь его с богиней Анной, которая дала голодным плебеям хлеба по выселении их на Mons Sacer. 12 щитов М. ? символическое изображение 12 месяц. года. Как божество, рождающееся для борьбы с холодом и мертвыми силами природы, М. получает атрибуты бога войны. Он должен бороться с демонами зимы и с самого же рождения своего вооружается на борьбу. В связи с этим стоят щиты и военный характер религиозных движений салиев (см.). Как раз во время 8 теплых месяцев, посвященных М., происходили военные действия, заканчивавшиеся в день последнего празднества М., 19 октября. Уже после Катона значение М., как бога земледелия, растительной силы природы и болезней, перешло к божествам Церере, Либеру и Эскулапию, а за М. осталось значение бога войны. К военным атрибутам бога, кроме щитов, относятся копья (hastae). Как военный бог (солдат и гладиаторов), он имеет эпитеты: gradivus, conservator, custos, adsertor, victor, invictus, militaris, campester, propugnator, pacifer, ultor. М. считался еще богом-родоначальником городов и племен (??????? и ?????????) и в этом смысле назывался Mars pater, Mars Piter (Maspiter), Quirinus Pater. Миф об основании Рима называет его отцом Ромула. Он же был одним из немногих богов-предсказателей, дававших людям оракулы. Как бог-предсказатель (сперва погоды, а затем и вообще будущего), он ? дед Фавна и отец Пика. Корень mar (ср. ???????? ? сверкаю, marmor ? блеск) показывает, что М. ? бог света и солнца, в этом отношении близкий по значению к Аполлону. На их взаимную близость указывает одинаковость их символических значений и атрибутов (см. Roscher, "Apollo und Mars", 1873). Из храмов М. известны особенно храм у подошвы Палатина, или Curia Saliorum (Salii Palatini), ? в честь Mars Gradivus; Ara Martis ? на Марсовом поле; храм при Porta Capena; храм при Circus Flaminius; храм в честь Mars Ultor, на forum Augustum. Из жрецов М. известны салии (см.) и flamen Martialis.
См. Весker, "Topographie der Stadt Rom" (1849?68); Gilbert, "Geschichte und Topographie der Stadt Rom." (Лпц., 1883?90); Marquardt, "Handbuch der R o mischen Altertumer" (Лпц., т. 6, 1885); Preller-Jordan, "Ro mische Mythologie" (1881, т. I, 332?369); Usener, "Italische Mythen".
Н. О.